В один из недавних приездов в Киров Лариса - жена Павла Крапивина, старшего сына писателя, - побывала у нас в гостях. Именно тогда и возникла эта неожиданная тема - вятской страницы в жизни семьи Крапивиных. Лариса поинтересовалась, в курсе ли я, что родители Владислава Петровича Крапивина между Первой и Второй мировыми войнами жили в Вятке. Я очень удивился такому факту. Ведь никогда в автобиографических книгах Крапивина не упоминались ни Киров, ни Вятка.
Оказывается, отец Владислава Крапивина Петр, будучи подростком, в 1915 году бежал со своей матерью-полячкой от германских войск из Вильно (нынешний Вильнюс) в Вятку. Мать сделала все, чтобы на новом месте Петенька получил хорошее образование. В результате он обучился на делопроизводителя и окончил один курс Вятского института народного образования.
В 1923 году Петр Крапивин женился на дочери вятского почтмейстера Ольге Петровне Печенкиной. Здесь у них родились Людмила и Сергей. А потом Крапивины неожиданно покинули Вятку и переехали в Тюмень, где у них в 1938 году родился будущий детский писатель Владислав Петрович Крапивин.
Что послужило причиной переезда? Ни моя подруга детства Лариса, ни состарившийся Владислав Петрович ничего об этом не знали...
После нашего разговора с Ларисой прошло не более двух месяцев. И вдруг она звонит мне и сообщает невероятный факт: оказывается, родители писателя всю жизнь скрывали, что его отец Петр Федорович был вятским священником, пережил много потрясений и они с семьей буквально бежали из Кирова от расправы в 1936 году.
Узнала об этом Лариса из воспоминаний старшей сестры Владислава Крапивина Людмилы - она подробно описала свои детские годы. Ее записки и пролили свет на неизвестную страницу жизни Крапивиных в Вятке - Кирове.
Документальное подтверждение этого факта я отыскал и в наших кировских архивах. Отец детского писателя Петр Федорович Крапивин был рукоположен во священника Троицкой церкви села Филиппово Вятского уезда 10 мая 1925 года и служил там на протяжении десяти лет.
Вот какую характеристику дает ему церковное начальство. Во-первых, "совершенно трезвый", что и для тогдашнего духовенства было значимой характеристикой. Во-вторых, "поведения отлично хорошего". В-третьих, "с окружающими его людьми гуманен и уживчив" - чего не всегда встретишь и у нынешних служителей церкви. И самое главное - стремится самообразованием развить в себе дар проповеди.
Из жизни семьи Крапивиных в Вятке стоит привести два драматических эпизода.
Однажды Петр Федорович уличил в денежных махинациях церковного старосту. Тот решил отомстить и накропал на него донос в губчека. Священника Крапивина арестовали и заточили в вятскую тюрьму. Ольга Петровна каждый день возила мужу передачи. "Свиданий с папой не давали, - вспоминает Людмила. - Но мама видела его с улицы через зарешеченное окно второго этажа тюрьмы". Хорошо, что это был не 1937-й, "иначе бы мы его больше не увидели". Отсидев срок предварительного (на время следствия) заключения, Петр Федорович вернулся домой в Филиппово. А церковным старостой остался тот же нечистый на руку человек.
В другой раз Петр Федорович навлек на себя беду по следующей причине. Его коллега - второй священник церкви села Филиппово - был невоздержан на язык. Отпускал опасные шутки насчет колхозов, советской власти. Увещевания Петра Федоровича не принимались им во внимание. Шли 30-е годы. Это могло закончиться плачевно для обоих.
Тогда Крапивин отправился на прием к вятскому архиерею с просьбой, чтобы тот повлиял на неосторожного священника. Архиерей неожиданно рассердился и счел просьбу Крапивина недостойной, произошел конфликт. В итоге, как вспоминает Людмила, расстроенный Петр Федорович вернулся из Вятки в Филиппово, остриг волосы, сбрил с себя бороду и усы и предстал перед своей семьей неузнаваемо молодым. Это произошло в 1935 году.
Опасения же Петра Федоровича оказались не напрасными. В 1937 году в Вятской епархии был вскрыт контрреволюционный заговор с самыми суровыми последствиями. А годом раньше семья Крапивиных покинула Вятку, к тому времени ставшую Кировом. По преданию, кто-то из знакомых предупредил Петра Федоровича, что ближайшей ночью его арестуют. И Крапивины срочно бежали из Кирова к родственникам в Тюмень.
Эта история всю жизнь тщательно скрывалась родителями Владислава Петровича. Как выяснила Лариса Крапивина, в Тюмени Петр Федорович тайно крестил своего новорожденного сына, но писатель даже не догадывался об этом, крестившись вторично уже в преклонном возрасте.
Великая Отечественная разлучила семью Крапивиных. Петра Федоровича призвали на фронт. После окончания войны он жил в Минске и преподавал в педагогическом институте имени Горького. Ольга Петровна осталась в Тюмени и долгие годы работала заведующей детским садом. Но Владислав одинаково любил обоих родителей. Он жил с мамой и отчимом, но продолжал ездить к отцу в Белоруссию.
Владислав Петрович Крапивин (14 октября 1938 - 1 сентября 2020) - советский, русский детский писатель, поэт, сценарист, журналист и педагог. Лауреат Премии Ленинского комсомола (1974) и премии президента Российской Федерации (2014).
Первая книга Владислава Крапивина - "Рейс "Ориона"" - вышла в 1962 году в Свердловском издательстве. В 1964 году Крапивин был принят в члены Союза писателей СССР. В 1970-1980-е годы являлся членом редколлегий журналов "Пионер" и "Уральский следопыт".
Всего выпущено более двухсот изданий книг Крапивина на разных языках. Одновременно с литературным творчеством писатель занимался проблемами детства и детского движения. В 1961 году создал в Свердловске детский разновозрастный отряд "Каравелла", который в 1965 году получил статус отдельной пионерской дружины и пресс-центра всесоюзного журнала "Пионер".
Девизом "Каравеллы" стала клятва: "Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня". В отряде формировался образ нового романтического героя - смелого и бескорыстного, неприемлющего мещанскую мораль и обывательский образ жизни.
Сергей Баруздин указывал, что отряд "Каравелла" стал реальным воплощением в жизнь педагогических принципов Владислава Крапивина, который, в частности, утверждает: превосходство над кем-то в возрасте не дает человеку права считать, что с младшими можно вести себя как с рабами.
15 июля 2020 года Владислава Крапивина госпитализировали c коронавирусной инфекцией, с последствиями которой он не справился. Писатель похоронен на Широкореченском кладбище в Екатеринбурге. После его смерти детскую флотилию и юнкоровский отряд "Каравелла" возглавила Лариса Крапивина.