Зеленый шум
Законодатели обсудили ситуацию, сложившуюся в Ботаническом саду имени Энвера Гареева. Вопрос о дальнейшей судьбе этого объекта возник после очередного пожара, который, как установили правоохранительные органы, был умышленным.
- С начала весны здесь произошло более 40 серьезных возгораний, в тушении которых участвовали пожарные службы, - заявил депутат Улугбек Ормонов. - Про мелкие поджоги я вообще молчу. Их сотрудники ликвидировали собственными силами. Какие еще нужны доказательства тому, что это делается специально? Что нужно правоохранительным органам, чтобы они обратили внимание на эти факты? Если мы не примем меры сегодня, то Бишкек станет единственной столицей на постсоветском пространстве, где не будет ботанического сада. Разве этим можно гордиться? Сейчас здесь нет ни полива, ни охраны. Уникальный объект, который в свое время славился на весь Советский Союз, гибнет. Я обращаюсь к президенту страны Садыру Жапарову и призываю вмешаться в ситуацию.
Пока о реакции главы республики на просьбу парламентария ничего не известно. Однако его пресс-служба пообещала сразу проинформировать "Российскую газету" о том, какое решение примет Садыр Жапаров.
Нестратегический объект
За день до того как вопрос о плачевной судьбе Ботанического сада был рассмотрен киргизскими законодателями, руководство Академии наук страны обратилось с просьбой к министерству внутренних дел КР об организации охраны уникального научно-исследовательского комплекса и излюбленного места отдыха горожан силами внутренних войск. Увы, МВД ответило ученым отказом. Как пояснили в ведомстве, объект не относится к категории стратегических, а стало быть и вооруженная охрана ему ни к чему. Между тем сад продолжают поджигать и вырубать.
- Я не понимаю, почему МВД не пошло навстречу Академии наук, - недоумевает депутат Улугбек Ормонов. - Может, ботсад и не является стратегическим объектом, но его территория считается особо охраняемой зоной. Я уже сделал соответствующие запросы в правоохранительные органы и прокуратуру. После получения ответов вопрос будет вынесен на заседание профильного комитета парламента, а исполнение его решений у нас на особом контроле.
Улугбек Ормонов пообещал проинформировать "Российскую газету" о дате проведения слушаний и пригласить журналистов издания принять в них активное участие.
Арычок жизни
Сегодня Ботанический умирает от засухи. Медленно и тихо. Никто не слышит, как стонут и просят пить деревья.
Как пояснили в Академии наук Киргизии, вода для полива территории поступает по договору с Аламединским районным управлением водного хозяйства. Однако ирригационная сеть Ботанического сада на сегодня практически полностью пришла в негодность. Она, как выяснилось, ни разу не ремонтировалась с 1986 года.
В конце 2017-го в Бишкеке разработали план мероприятий по реконструкции Ботанического сада и определили средства на разработку проектно-сметной документации. Правительство утвердило документ в 2018 году, но средства из республиканского бюджета так и не выделили.
В 2018-м сотрудники Ботсада сами написали несколько проектов, которые были призваны спасти его от засухи. В министерство экономики и финансов представили сметы расходов на восстановление системы полива. Аналогичные документы были направлены и в госкомитет по защите окружающей среды и лесного хозяйства. Увы, ответ на все просьбы был однозначным - денег нет и не предвидится.
Администрация Ботанического сада попыталась самостоятельно решить проблему организации полива. Несколько общественных организаций объявили о сборе средств. К кампании подключились и экологи. В соцсетях объявили о сборе средств. Жители столицы собрали на восстановление ирригационных систем Ботанического сада 47 763 сома.
Конечно, этой суммы не хватит для реконструкции системы полива. Остается надеяться на помощь главы государства. Сотрудники Ботанического сада уверены, что только его вмешательство сможет спасти ситуацию.
Напомним, Ботанический сад имени Энвера Гареева заложили еще в 1938 году. В 1960-1980 годах его признали одним из лучших на территории СССР. Здесь собрали богатейшую коллекцию растений. Сейчас этот уникальный объект до сих пор остается самой большой зеленой зоной Бишкека. На сегодня его территория составляет 151 гектар. До недавнего времени здесь было собрано более двух тысяч видов и форм древесных и кустарниковых растений, свыше 3,5 тысячи цветочно-декоративных, оранжерейных, травянистых форм и сортов плодовых растений. По богатству видового состава Ботанический сад Бишкека занимал первое место в Центральной Азии. Однако после распада СССР его территория стала представлять коммерческий интерес для определенных структур. Потянулась череда громких скандалов.
В начале 2000-х несколько десятков гектаров сада приглянулись одной из строительных компаний, которая намеревалась возвести на них жилой комплекс. И хотя по закону эту землю нельзя отдать под застройку, все необходимые разрешения компания непонятным образом получила. Более того, было издано даже специальное постановление правительства.
Следующий неприятный казус произошел в 2009 году, когда стало известно, что на территории сада готовятся строить международную лабораторию для хранения и изучения особо опасных вирусов. Финансировать данный проект взялась канадская сторона. Соглашение между двумя странами подписали в 2008 году, но долгое время в Киргизии не предавали его огласке.
Согласно проекту, лаборатории намеревались присвоить третий класс безопасности по классификации ВОЗ. Это предпоследний уровень степени опасности изучаемых вирусов. В стенах объекта намеревались хранить и изучать особо вредоносные патогены. К счастью, на защиту сада встала вся общественность столицы. К ним подключились некоторые депутаты парламента. Два года в республике не стихали споры, стоит или нет открывать в центре Бишкека хранилище опасных штаммов. Спасти сад удалось только после личного вмешательства бывшего в то время главой государства Алмазбека Атамбаева.