Чтобы понять, что значит дзюдо для японцев, достаточно побывать на арене "Ниппон Будокан" в центре Токио, ну или хотя бы познакомиться с его историей. "Ниппон Будокан", или просто "Будокан", что в переводе с японского значит "Зал боевых искусств", - величественное восьмиугольное сооружение на 14 тысяч человек, которое было построено специально для соревнований по дзюдо на Олимпийских играх-1964. За образец архитекторы взяли "зал снов" - одну из древнейших деревянных построек Японии. Эта отсылка вкупе с расположением "Будокана" (рядом с императорским дворцом и святилищем Ясукуни) быстро сделали арену сакраментальным местом в народном сознании. Но на весь мир "Будокан" прославился вовсе не благодаря дзюдо, как, наверное, хотелось бы японцам.
Всемирную известность арене принесли концерты музыкальных суперзвезд. Первыми дорожку сюда проторили The Beatles, давшие в "Будокане" пять шоу в 1966 году. Перевернув мир музыки, битлы сотворили мини-революцию и здесь: до них в Японии западные исполнители не выступали. Интересно, что группа и ее персонал жили фактически в режиме "пузыря". Как и сейчас журналистам, ливерпульской четверке, к примеру, строго-настрого запрещалось покидать пределы отеля. Дело было, конечно, не в коронавирусе, а в поступавших в адрес группы угрозах: традиционная часть населения не могла смириться с тем, что "храм дзюдо" будет осквернен каким-то там рок-концертом. Зато потом кто здесь только не гастролировал: "живой" концерт в "Будокане" стал чуть ли не обязательным пунктом в портфолио любой уважающей себя группы. А для местных исполнителей выступить здесь означает то же самое, что для российского музыканта в недавнем прошлом собрать "Олимпийский".
Впрочем, на Олимпиаде боевые искусства (помимо дзюдо это еще и карате) заняли "Будокан" безраздельно. Увы, почувствовать себя в "храме дзюдо" своими у россиян долгое время не получалось, что, конечно, стало неприятной неожиданностью, особенно на фоне успехов на двух прошлых Олимпийских играх. В предыдущие дни до четвертьфинала удалось добраться лишь Алану Хубецову: остальные вылетали на более ранних стадиях.
И вот прорвало. Первой ласточкой стала "бронза" Мадины Таймазовой в весовой категории до 70 кг. Мне не раз приходилось слышать о стальном характере 22-летней девушки, а теперь я убедился в этом вживую. По пути к своей медали она на пару с соперницами дважды перебивала рекорды по продолжительности поединка. Основное время - это четыре минуты, при равенстве очков назначается дополнительное время Golden score ("золотой балл"). Схватка с бразильянкой Марией Портелой в 1/8 финала шла 11 дополнительных минут, причем Таймазова боролась с разраставшейся гематомой над правым глазом.
Четвертьфинал россиянка прошла легко, а вот в полуфинале ее ждала пятикратная чемпионка мира, хозяйка ковра Тидзуру Араи. Казалось, ну что Таймазова сможет поделать против всех этих титулов, но поединок снова перешел в дополнительное время. На восьмой минуте Мадина закричала, судьи остановили бой, но оказалось, что японка провела прием не по правилам.
В итоге победу Араи принес удушающий на 18-й дополнительной минуте. Как столько времени продержалась Таймазова, которая с гематомой и видела-то уже с трудом, понять было невозможно. Равно как и то, где она нашла силы выйти на схватку за "бронзу" и взять медаль, которая со всеми обстоятельствами - ценнее золотой.
"На данный момент вижу только одним глазом, - сказала Мадина журналистам после церемонии награждения. - Хорошо ли видела во время схваток? Не думала ни об этом ни о чем другом, хотя у меня и ребра побаливали. Я понимала, что нельзя сдаваться, надо бороться до конца. Поэтому не стала стучать, когда в полуфинале мне сделали удушающий. К сожалению, очнулась уже побежденной".
Увы, в шаге от пьедестала остановился Михаил Игольников. В весовой категории до 90 кг он дошел до полуфинала, где уступил грузину Лаше Бекаури. А в схватке за "бронзу" Михаил не справился с венгром Кристианом Тотом.