Главный герой фильма - саксофонист Алексей Козлов, которому в этом году исполнится 86, увы, на премьере появиться не смог. Хотя он по-прежнему выступает - как правило, раз в неделю дает драйвовые и динамичные концерты в своем Kozlov Club. В зал не пробиться.
Фраза из спектаклей по пьесе Виктора Славкина "Взрослая дочь молодого человека" - "И Козел на саксе: фа-фа-ду-фа…" самому Козлову, судя по фильму, кажется, не очень нравится. Хотя он был музыкальным руководителем того спектакля. И даже именно так - "Козел на саксе" - назвал свою первую автобиографию. Увлекательную, самоироничную, с массой сюжетных контрапунктов.
Новый фильм "Джазист" - не только об Алексее Козлове. Он об отечественном джазе от 1950-х годов до наших дней. Лучшее в нем, помимо музыки, напористый ритм повествования, блиц-интервью со звездами - от Игоря Бутмана до Евгения Маргулиса и Сергея Мазаева, энергично вписавшиеся в динамичный сюжет. Они тут будто бы не говорят, а исполняют сольные партии в киноимпровизации мэтра.
Сам Алексей Козлов вначале говорит о себе как будто неохотно. Но трудно не поддаться общему драйву и куражу, и вот уже он признается: в школе слыл хулиганом, чуть не связался с криминальными элементами. Но устоял благодаря музыке. А почему к нему пришел успех? Может быть, потому, что "не хотел ходить строем"…
Фильм оказался не только о музыке и славе, но еще о смысле жизни. Зрители атаковали вопросами издателя "Арсенала" Николая Богайчука и съемочную группу режиссера Андрея Айрапетова, на счету которого уже четыре фильма. И все они, по его словам, сложились в цикл о российской независимой музыке. Вначале был "Критик", затем "Браво", "Фили". И вот теперь "Джазист". Герои всех картин пробивали и формировали самобытный отечественный джаз, рок и рок-н-ролл…
Жаль, что сам Алексей Козлов на презентации фильма так и не появился. И задать ему вопросы обозреватель "РГ" смог только наутро, когда артист готовился к очередному концерту.
Каково это, посмотреть фильм о себе и любимой музыке. Не было желания все переделать?
Алексей Козлов: Фильм - не моя инициатива. Это подарок моих коллег и поклонников ко дню рождения. У нас была единственная встреча с режиссером Андреем Айрапетовым перед карантином. Я показал архивы, дал интервью, позже созванивались уточнить что-то, искали фотографии или видеозаписи. Но когда увидел готовый фильм впервые, то попросил внести только фактологические правки. И музыку тоже выбирал режиссер, я не вмешивался. Это его авторский взгляд. Но я согласен, что "Ностальгия" (пьеса "Арсенала" 1985 года. - Прим. ред.), как лейтмотив, легла в этот фильм идеально.
А почему не были на премьере?
Алексей Козлов: В зрительный зал во время пандемии я не готов идти. Сейчас приезжаю только на свои концерты с "Арсеналом" по пятницам в Kozlov Club. Хотя знаю, что на первых двух показах - для участников фильма и тех, кто его финансировал, - были полные залы. И что на премьеру в "Октябрь" пришло много молодежи.
Вас это не удивило? Считается, что джаз им до лампочки, новое поколение ценит только рэп?
Алексей Козлов: Не удивило, ведь идея режиссера Андрея Айрапетова - показать страну и развитие в ней импровизационной музыки на примере моей жизни - это способ сохранить и сберечь историю для молодых. Ну и в какой-то степени дать возможность поностальгировать и переосмыслить что-то для старших поколений.
В следующем году, кстати, будет отмечаться 100-летие российского джаза. Надеюсь, появятся хорошие аналитические фильмы и статьи о нем.
Джаз давно перестал ассоциироваться только с американской музыкой.
Музыканта, играющего джаз, обычно называют джазменом. Но вы предпочти для фильма русское название - "Джазист". В чем для вас разница?
Алексей Козлов: В предвоенный период, начиная с 1935 года, у нас в стране вполне официально существовал советский джаз. Это были государственные джазовые оркестры Леонида Утёсова, Александра Цфасмана и многих других. Но с началом антиамериканской пропаганды все советское общество было ориентированно на негативное отношение к джазу как типичному американскому явлению. Многие профессиональные джазовые музыканты были вынуждены играть в ресторанах, развлекая танцующую и жующую публику.
В то время ходить по ресторанам было модно и дорого, а потому и джаз приобрел элитарный оттенок. Музыкантов, играющих в ресторанах, называли лабухами. К ним относились с почтением и одновременно свысока - советский человек с дореволюционными купеческими замашками не мог считать артиста себе ровней. Тем более что музыканты за деньги играли что угодно. Вот тогда и образовалось малоприятное слово "джазист" - слегка унизительное, намекающее на обслугу, сродни "таксисту", и подразумевающее пренебрежительное отношение к англоязычному слову "джазмен".
Говоря научным языком, "джазмен" - термин эзотерический, а "джазист" - экзотерический, имеющий хождение в чуждой среде. Вот так всю свою жизнь я приучал уважать джазовых музыкантов и импровизационную музыку. Собственно, и этот документальный фильм - автобиографичные воспоминания, размышления о развитии джаз-рока в стране, о выживании его в условиях тотального запрета. И, что немаловажно, этот фильм - наблюдение за процессом формирования патриота своей страны из сталинского стиляги, хрущевского штатника и брежневского хиппи. Вот и об этом тоже наша премьера.
Чего вы ждете от молодежи, посмотревшей "Джазиста"? Чтобы они задумались, как для успеха надо рисковать? Или просто получили удовольствие от хорошей музыки?
Алексей Козлов: Нет, прежде всего хочется, чтобы у зрителей было желание слушать, смотреть, впитывать и знать свои корни и свою историю. Мы не меньшее влияние оказываем и способны оказывать на мировую культуру. Если мы и подражали американскому джазу, то это было вначале. В России давно уже играют авторский джаз с российскими корнями…
Режиссер Андрей Айрапетов:
- Для меня музыкальная революция исторически закончилась примерно в 2000 году. Не хочу сказать, что сейчас плохая музыка. Просто я не вижу в ней открытий. Ведь все те, о ком я прежде снимал, - люди и явления, которые меня волнуют или тревожат. И боюсь, что список моих любимчиков закончится и придется снимать фильмы о тех, кого я понимаю, но не чувствую. Вроде того же Моргенштерна.