- Большой поток - это Москва и Санкт-Петербург. И там есть смысл строить метро или расширять железнодорожную сеть, - отметил он. По словам Хуснуллина, в обычных городах-миллионниках, к которым относится Ростов-на-Дону, предпочтительнее сделать ставку на трамваи.
Между тем ростовчане мечтают о метро уже более 50 лет. Впервые о необходимости этого вида транспорта в городе заговорили еще в конце 1970-х. Весной 1987 года Совет министров СССР издал постановление о строительстве метро. Начались геологические изыскания. По подсчетам специалистов, работы над первой линией должны были обойтись в 76 миллиардов рублей. Уже к 2000 году планировалось закончить строительство ветки. Но в 1989-м проект пришлось закрыть: начались экономические проблемы в стране.
Спустя несколько лет к обсуждению темы вновь вернулись и даже создали в 2008 году управление метро Ростова. Оно существовало несколько лет, и его работники получали зарплату, но метро так и не появилось, а управление в конце концов закрыли.
Правда, в 2013 году вновь началось проектирование метрополитена. Местные власти убедило заключение экспертов ГУП НИ и ПИ Генплана Москвы, которые пришли к выводу, что в условиях плотной застройки Ростова скоростной транспорт может ходить только под землей.
Две станции и депо планировалось сдать в эксплуатацию уже в 2018 году. Первая ветка ростовского метро должна была соединить Западный микрорайон с Сельмашем, пройти по центральной улице города Большой Садовой и выйти эстакадой над железнодорожным вокзалом. Вторую ветку хотели протянуть из микрорайона Северный на левобережье по метромосту через Дон с выходом на Батайск. На создание проектной документации было выделено 945 миллионов рублей. Но и этот проект застопорился.
Местные власти принялись рассматривать альтернативные варианты решения транспортной проблемы Ростова - "легкое" метро, тоннель, скоростной трамвай, метротрам... Однако в 2019 году чиновники сообщили, что метро в Ростове все же начнут проектировать. Даже указывался срок завершения строительства - 2030-й. Причем это должен был быть наземный вариант метро, что вызывало множество вопросов. В конце концов, так и не приступив к проектированию, городские власти заявили, что вместо метрополитена в Ростове рассмотрят возможность запуска скоростного трамвая. Но сейчас в миллионнике нет ни того, ни другого.
Между тем транспортная проблема усугубляется. В Ростове фиксируется десятипроцентный прирост автомобильного потока за год. В центральной части города практически нет возможности для расширения дорожной сети и строительства транспортных развязок, не хватает места даже для парковок. При этом важнейший транспортный узел юга России принимает множество транзитных грузовиков, перевозящих зерно, продукты и стройматериалы, и легковых машин, следующих на побережье Черного моря.
Остается надеяться, что строительство северного и западного объезда решит эту проблему.