Эксперты считают, что Киргизии пора переходить к цифровой экономике

tazakoom.kg
С какими проблемами столкнулись государственные и деловые структуры при переходе к новым технологиям? На этот и другие вопросы искали ответы участники круглого стола "Развитие цифровой экономики в Киргизской Республике", который прошел в Бишкеке.

Бакыт Омурзаков, независимый эксперт по цифровой экономике

Для перехода к цифровой экономике в нашей стране требуется развитие широкой информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечение доступа к высокоскоростному интернету. Одновременно мы предлагаем обеспечить субсидирование или ввести льготные тарифы на аренду опор государственных распределительных энергокомпаний, операторов мобильной связи, а также муниципальных служб, таких, как "Бишкекское троллейбусное управление", "Горсвет". Уменьшение стоимости аренды опор напрямую влияет на снижение себестоимости интернета и доступность фиксированного широкополосного доступа для абонентов.

Отдельно хочу остановиться на цифровых платформах, которые являются сегодня средой для осуществления сделок и торговых операций во многих странах мира. Приведу пример. Семь из восьми крупнейших компаний в мире по размерам капитализации, включая Amazon и Alibaba, используют платформенные бизнес-модели. У нас же в этом направлении пока наблюдается застой.

По данным Ассоциации электронной коммерции, в Киргизстане 72 процента интернет-магазинов - лишь виртуальная витрина. Сфера торговли пока не использует возможности цифровой торговли полноценно. Чтобы изменить ситуацию, необходимо реализовать комплекс мер, включая разработку понятного и доступного алгоритма, открытие бизнеса в этой сфере, упрощенное налогообложение, современные и удобные электронные платежные системы, развитую систему логистики товаров, особенно при трансграничной торговле.

Отдельный вопрос - развитие образования в сфере цифровой экономики. Недостаточный уровень компетенции и навыков населения страны в этом вопросе - один из главных вызовов. Необходимо разработать комплексную программу обучения цифровой грамотности, повышения компетенции не только госслужащих всех рангов, но и представителей бизнеса, лиц, планирующих заняться предпринимательством, и населения в целом. Предлагается запустить пилотные проекты по обучению цифровым навыкам в средних специальных заведениях и вузах.

Аскар Сыдыков, глава Международного делового совета КР

Наша организация выступила с инициативой познакомиться с тем, как проводится кампания по внедрению цифровых технологий, составить план мероприятий по их дальнейшему развитию, а также изучить лучшую мировую практику в этой области.

По итогам первого года пандемии мы думали, как оживить экономику, какие методы мы можем предложить в соответствии с реалиями. Цифровые технологии предоставляют такие возможности. И должен сказать, что многие предприниматели заинтересованы в их внедрении в бизнес-процессы. Но, к сожалению, оказалось, что это направление до сих пор не изучено. Причем не только у нас, но и во всем мире. Есть понимание, что из себя представляет цифровая экономика, существует много ее определений, но какова она на практике? Единого мнения нет.

На протяжении трех месяцев эксперты Международного делового совета проводили опросы, анализ, исследования. Были встречи с представителями госорганов, банковского сектора, международных организаций и других заинтересованных сторон. По итогам мы составили предварительный план. Учли замечания специалистов и представителей бизнес-структур. Остается надеяться, что кабинет министров прислушается к нашим рекомендациям и будут сделаны реальные шаги по развитию цифровой экономики, которая может способствовать существенному росту ВВП страны. Мы знаем, что правительство разработало Концепцию развития цифровой экономики. Надеемся, что наше исследование будет хорошим к ней дополнением.

Асель Кененбаева, заместитель министра цифрового развития КР

Мы согласны, что для создания более благоприятных условий и стимулирования онлайн-предпринимательства большинство стран предусматривает налоговые преференции и субсидии. В соседнем Казахстане, например, участников рынка электронной коммерции освободили от корпоративного и подоходного налога. Но при условии соблюдения определенных правил, включая продажу товаров через интернет, доставку через собственные курьерские службы или аутсорсинг, безналичные платежи и прочее. В КНР электронная коммерция также не облагается налогами. Экономика Китая выигрывает благодаря увеличению объемов производства и росту индивидуальных доходов.

Примеров поддержки развития электронной коммерции в мировой практике много. Важно и у нас в стране предусмотреть налоговые льготы для представителей этой сферы, чтобы бизнесмены могли инвестировать в знания, навыки и нематериальные активы.

Исследование показало, что, несмотря на наличие национальных программ и стратегий, в том числе по цифровой трансформации, многие инициативы в Киргизстане не реализованы в достаточной мере. Не принят, к примеру, закон "Об электронной коммерции", который содержит разъяснение таких понятий в сфере цифровой экономики, как "электронная сделка". Необходимы изменения в налоговое законодательство, предусматривающие специальные налоговые режимы для электронной коммерции, логистики товаров.

Айбек Куренкеев, вице-президент Ассоциации операторов связи КР

К сожалению, продукция, произведенная в Киргизии, не выдерживает ценовой конкуренции с зарубежными производителями. Отечественные экспортеры, торгуя с другими странами, нередко вынуждены платить двойные налоги. Необходимо дополнить список стран, с которыми у КР подписаны соглашения, дающие возможность избежать двойного налогообложения. На данный момент этот перечень не соответствует требованиям и нуждам современных экспортеров (ИТ, экспорт-услуги и креативная экономика), таких, как Ирландия, США, Великобритания.

У нас в стране приобретают все большую популярность электронные деньги. Так, по данным на первый квартал 2021 года, в стране было 3,8 миллиона цифровых кошельков. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатель увеличился на 63,4 процента. Однако существует ряд сдерживающих факторов. Поэтому предлагается развивать агентскую сеть, увеличивать количество субъектов бизнеса, принимающих оплату через электронный кошелек, в том числе в трансграничной торговле.

Проблемы, связанные с торговой логистикой, порождают неопределенность, издержки как для фирм, занимающихся электронной торговлей, так и для потребителей. Киргизия не имеет выхода к морю, что приводит к дополнительным затратам на транспортировку. Необходимо развивать потенциал центров международной торговой логистики (ЦТЛ), в том числе создавая условия для виртуального логистического центра. То есть платформу для единого обмена данными между всеми участниками цепочки поставок. Тем самым они смогут получить выгоду, особенно с точки зрения экономии затрат и логистической поддержки. Большинство так называемых ЦТЛ, созданных в стране, - на самом деле обычные склады. Лишь немногие из них занимаются упаковкой или реально предоставляют транспортные и логистические услуги.