04.08.2021 08:40
    Поделиться

    Как российский офицер исследовал киргизские горы

    Как русский офицер знакомил жителей Оша с электричеством
    Центральный госархив
    В один ряд с известными исследователями Центральной Азии, такими, как Петр Семенов-Тян-Шанский или Николай Пржевальский, можно поставить и Николая Корженевского. Его изобретения и открытия на тот момент считались революционными. Местные жители за талант прозвали его профессор-фонарщик.

    Страсть к неведомым землям

    Николай Корженевский родился в небольшом селе в Витебской области. Его отец был выходцем из семьи литовских дворян, перебравшихся в Белоруссию еще при императоре Александре III. О матери известно только то, что происходила она из обедневшей семьи польских аристократов.

    После окончания Киевского пехотного училища Николай Корженевский прибыл к своему первому месту службы в далекий уездный Ош. Примечательно, что выбрал этот регион молодой поручик добровольно, хотя у него была прекрасная возможность сделать блестящую военную карьеру в Москве и Санкт-Петербурге. Как после он напишет в воспоминаниях, его словно что-то тянуло в неизведанный край, в места, где пролегал Великий Шелковый путь и открывались ворота на Памир.

    Корженевский добирался до Оша несколько месяцев. Его путь лежал через Кавказ, Каспийское море, далее по Закаспийской железной дороге через Самарканд и Ташкент. В поезде его обокрали, и он прибыл к новому месту службы с 20 копейками в кармане, да и те пришлось отдать извозчику за проезд.

    Надо сказать, что Ош в начале XX века был небольшим уездным городком. Но, тем не менее, считался одним из религиозных, торговых и культурных центров Средней Азии. Местное население занималось сельским хозяйством и торговлей. Из особых достопримечательностей - Сулайман-тоо, священное место для мусульман.

    Командовал 10-м стрелковом батальоном, где предстояло служить Николаю Корженевскому, Сергей Топорнин. Именно он вместе с полковником Василием Зайцевым взял под опеку прибывшего поручика. Молодому офицеру помогли обустроиться на новом месте.

    Ош сразу покорил Корженевского, и свободное от службы время он посвящал изучению окрестностей. Другой его страстью стала оружейная мастерская, где поручик придумывал разные технические диковинки. Одной из них стала динамо-машина. Вырабатываемый ею ток обеспечивал электричеством дом самого Корженевского и некоторые соседние здания.

    Много он сделал и для освещения Оша. Применяемые в то время селеновые уличные фонари ему удалось усовершенствовать. Он сделал их более экономными и яркими. За страсть к изобретениям и светильникам Корженевского стали в шутку называть профессором-фонарщиком.

    Пути к вершинам

    Исследуя окрестности Оша, поручик Корженевский мечтал о большом путешествии на Памир. В то же время о технических новинках поручика узнало военное командование Туркестанского округа.

    - Николай Корженевский очень хотел отправиться в экспедицию на Памир, - рассказал корреспонденту "РГ" кандидат исторических наук, проректор Киргизско-Российского славянского университета Леонид Сумароков. - Его мечта осуществилась в 1903 году. Командование поручило организовать для нужд Памирского отряда беспроволочный телеграф. Во время его прокладки на перевале Талдык, на высоте более трех тысяч метров над уровнем моря, поручик обнаружил столб с именами людей, которые проектировали и прокладывали дороги на Памире. Это было одно из первых его "горных" открытий. Как оказалось, первая колесная дорога в Алайскую долину или, как ее потом стали называть, старый тракт, была проложена в 1894 году, то есть на 22 года раньше, чем считалось ранее. Это сделали солдаты русских саперных частей. Кстати, в начале 30-х годов XX века именно по этой трассе через Алайскую долину проехала первая автомашина.

    В общей сложности за лето 1903 года Корженевский вьючным порядком прошел около 1500 километров по территории Восточного Памира и определил десятки новых барометрических пунктов. Именно во время этого путешествия он досконально исследовал множество крепостей домусульманской эпохи, возведенных так называемыми огнепоклонниками.

    На следующий год Корженевский дважды побывал в верховье реки Муксу, где собрал богатые коллекции горных пород и нанес на карту новые маршруты в северных отрогах хребта, названного в честь Петра Великого. Тогда же Николай Леопольдович открыл ледник, которому дал имя первооткрывателя земных недр Средней Азии Ивана Васильевича Мушкетова. Во время экспедиции 1905 года Корженевскому удалось сфотографировать пик, который позже получил имя Ленина.

    В 1909 году Корженевского отправили на международную конференцию горных исследователей, где он имел возможность побывать уже в европейских горах. Увы, европейские вершины не впечатлили ученого, и он написал в дневнике: "Что это за ледник, на который можно подъехать в коляске?!"

    22 августа 1910 года Корженевский открыл третью по высоте вершину Памира, достигавшую 7105 метров над уровнем моря. Назвал он этот пик именем своей жены - Евгении Сергеевны Корженевской. Первое восхождение на вершину состоялось 22 августа 1953 года.

    Всего же за 25 лет Николай Корженевский совершил более десятка экспедиций в разные районы Памира.

    Место в новом мире

    Революцию 1917 года Николай Корженевский принял с воодушевлением. Вскоре он был мобилизован в ряды Красной Армии в качестве инженера-технолога. Прослужил до 1928 года и ушел со службы в должности начальника снабжения Туркестанского фронта.

    После гражданской войны семья Корженевских переехала в Ташкент, где Николай Леопольдович возглавил крупные научные экспедиции на ледники Тянь-Шаня.

    Итогом многолетних изысканий Корженевского стал "Каталог ледников Средней Азии", вышедший в свет в 1930 году и удостоенный премии Гидрометеорологического комитета. Одновременно исследователь являлся редактором ряда карт горного региона и по праву считается создателем школы среднеазиатских географов. Исследования и открытия Корженевского пополнили сокровищницу русской и советской географической науки.

    Из дневника Николая Корженевского

    "В системе Гиссарского хребта нам удалось открыть несколько новых ледников и пройти по ним неизученными маршрутами. Дорога для нервных людей неприятная. Постепенно карнизы переходят в "балконы", которые висят над рекой на высоте в 50-70 сажен и по своей изумительной легкой конструкции требуют полного внимания как от коня, так и от всадника. Они устроены из жердей, опирающихся на случайные выступы скал и колья, которые заколочены в трещины или же только приставлены к скалам, и неизвестно, каким чудом они служат для балкона опорой. Поверх жердей наложены плиты камня и хворост с насыпанным на них слоем земли. Все сооружение имеет ширину не более фута, благодаря чему едущий верхом должен поминутно наклоняться в сторону пропасти, чтобы не задеть плечом за какой-нибудь выступ и не сбросить себя вместе с лошадью в реку".

    Справка "РГ"

    В знак признания заслуг Николая Леопольдовича Корженевского его именем названы три ледника и одна горная вершина Заалайского хребта.

    Поделиться