Но сама Ромашина считает не медали, а дни до того момента, когда сможет обнять дочку.
Светлана, на пьедестале вы не сдержались и заплакали. О чем думали в тот момент?
Светлана Ромашина: О том, что прошла долгий путь, что это выстраданная медаль - как морально, так и физически. Когда возвращалась в спорт после рождения дочери, предполагала, что это будет два года, а получилось три. И вот оно - свершилось. Честно говоря, до последнего момента не верила, что Игры состоятся. Переживания, стресс - все это на фоне физических нагрузок. Эта медаль действительно далась нелегко. Поэтому сейчас хочется плакать гораздо сильнее. Но пока не время. Мы не можем выплеснуть все эмоции. Впереди выступление в группе.
Можно сказать, что это самая тяжеля медаль в карьере?
Светлана Ромашина: Наверное, да, самая сложная из всех. А еще это награда не только моя, а всей моей семьи: дочки, мужа, которые верили в меня, поддерживали и безумно переживали. Такая медаль подтверждает, что семья - самое дорогое. Как же я скучаю по Александре! Хочу, чтобы она скорее меня обняла. Наверное, она не до конца понимает, что такое медаль, какой ценой она дается. Но, надеюсь, со временем мне удастся ей объяснить, что такое Олимпиада. Может быть, в дальнейшем она будет стоять на этом же месте.
Когда возвращались в бассейн после паузы, что было мотивацией - побить рекорд?
Светлана Ромашина: Естественно, я думала о том, что у меня есть возможность стать самой титулованной спортсменкой не только в истории синхронного плавания, но и российского спорта. Но когда началась пандемия, я была просто сбита с толку. Тогда появилась цель просто поехать на эти Игры и просто победить. А мысли кого-то опередить ушли далеко назад. Это уже не было основным стимулом. Конечно, мне льстит это звание. Если скажу, что не обращаю внимания, совру. Но сейчас речь лично для меня идет не о шестой медали, а золотой медали, к которой я так долго шла и которую наконец смогла завоевать.
Хотя и помимо пандемии было много дестабилизирующих моментов. Как только наши синхронистки умудряются справляться на ура с любым форс-мажором?!
Первая заминка случилась незадолго до старта Олимпиады. Техническую программу в дуэте наши девушки сделали под композицию популярной группы Little Big. Это такая современная аранжировка песни "Калинка". Начинается номер с медвежьего рыка и заканчивается им же. Так что изображение медведя на купальниках было логичным продолжением темы. Но этот дизайн не был одобрен Международным олимпийским комитетом (МОК). Мол, медведь вызывает слишком сильные ассоциации с Россией. А наша сборная выступает на Играх как команда ОКР. Девушки не растерялись и сделали новый эскиз костюмов - с балалайкой. Вариант прошел. Хотя образ тоже узнаваемый.
Первый, предварительный показ произвольной программы "Пауки" тоже прошел не гладко. Диджей перепутал композицию. Представьте: Ромашина и Колесниченко сидят в начальной позе, а тут вдруг включается не та музыка.
В финале горе-звукорежиссер снова напортачил: включил музыкальное сопровождение, потом выключил его и снова включил, но не сначала. Спортсменкам пришлось подстраиваться и нагонять пропущенные аккорды. "Была бы молодая пара - все могло бы непредсказуемо закончиться, - негодовала тренер дуэта Татьяна Данченко. - Палец у него, видите ли, заклинило. Хочется ругаться. В такие совпадения я не верю. Но, зная, что к нам он относится с большой теплотой и симпатией, складывается ощущение, что его на нас как будто "клинит".
Невероятно, но это тот самый итальянец, из-за которого проблемы с музыкой на Играх в Афинах были у нашей группы.
Перед Ромашиной и Колесниченко он извинился лично. Признался, что плакал из-за своей ошибки. Девушки не стали требовать крови. Тем более все закончилось хорошо. Две Светы оказались недосягаемы для соперниц - китаянок Хуан Сюэчэнь и Сунь Вэньянь и украинок Марты Фединой и Анастасии Савчук.
За соревнованиями в Токио из России следил Александр Мальцев, первый российский синхронист. Не так давно мужчин в синхронном плавании никто не хотел воспринимать всерьез, но в 2015 году смешанные дуэты вошли в программу чемпионатов мира. С тех пор Саша выиграл четыре золота и два серебра. Но, как и любой спортсмен, мечтает о победе на Олимпиаде.
Саша, с каким настроением смотрели финал в женском дуэте?
Александр Мальцев: Конечно, очень рад за Светлану Ромашину и Светлану Колесниченко. Для Ромашиной это четвертая Олимпиада и шестое золото! Столько лет находиться на ведущих позициях, столько олимпийских циклов пройти... Это очень сложно. Такое отношение к спорту вызывает уважение и восхищение. Вместе с тем расстроен, что микст-дуэты пока не представлены на Играх. В Париже-2024 мы тоже не выступим, но не отчаиваемся. В Международную федерацию плавания (ФИНА) пришел новый президент. Надеемся, что будут перемены. Иначе получается несправедливость. Международный олимпийский комитет (МОК) активно выступает за гендерное равенство, за то, чтобы все виды спорта были смешанными. При этом в программе Олимпиады присутствуют художественная гимнастика и синхронное плавание. Но микст-дуэты - это ведь тоже красиво. А еще открывается столько возможностей для презентации программы. Синхронное плавание же переименовали в артистическое.
Как изменить ситуацию?
Александр Мальцев: Мне кажется, в МОК к синхронному плаванию относятся холодно. Не хотят увеличивать количество комплектов наград. Отчасти это связано с тем, что нашему виду спорта не хватает популярности. А это следствие того, что дисциплина так долго была чисто женской. Получается замкнутый круг. Микст-дуэты могли бы изменить положение дел. Мы бы привлекли болельщиков, интереса было бы больше, выросли бы рейтинги трансляций. Я в этом уверен.
Вам сейчас 26. Как долго готовы оставаться в спорте ради своей мечты?
Александр Мальцев: Я не загадываю наперед. Ставлю конкретные цели на ближайший сезон и иду к ним. И, конечно, продвигаю микст-дуэты в олимпийскую программу. Понимаю, что одному сложно что-то сделать. Поэтому активно общаюсь с синхронистами из других стран. Например, с испанским микст-дуэтом. Они выступают с мастер-классами для мальчиков. У австралийского синхрониста отец работает в местной федерации плавания, разговаривает с нами, спрашивает, чем помочь. Американец Бил Мэй - пионер мужского синхронного плавания - во всех интервью, в соцсетях, при любой возможности говорит о том, что микст-дуэты заслуживают место в олимпийской программе.