издается с 1879Купить журнал

Блеф Власова

Генерал-предатель, казненный 75 лет назад, до самого ареста кормил своих соратников небылицами

1 августа 1946 года на восходе солнца бывший командующий войсками 2-й Ударной армии, изменник родины, военный преступник А.А. Власов и его ближайшие соратники по Русской освободительной армии (РОА) были повешены во дворе Бутырской тюрьмы. Так бесславно завершился нацистский проект Aktion Wlassow, запущенный в 1943 году.

К 75-летию казни самого титулованного предателя СССР "Родина" публикует ряд документов из Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ) о его деятельности на стороне врага и аресте в мае 1945 года.

Предисловие публикаторов

История предательства советского генерал-лейтенанта подробно изучена и задокументирована1, и все же в ней сохраняется немало белых пятен. В частности, остается открытым вопрос о деятельности Власова в качестве руководителя так называемого Русского комитета - предшественника Комитета освобождения народов России (КОНР), созданного осенью 1944 года с согласия Г. Гиммлера. Отчасти осветить этот вопрос позволяет публикуемый "Родиной" документ - протокол допроса коллаборациониста Анатолия Захаровича Ворохова, бывшего капитана Красной армии, помощника начальника оперативного отдела штаба 7-го гвардейского кавалерийского корпуса.

Попав в плен в феврале 1943 года, он добровольно согласился сотрудничать с немцами, прошел школу пропагандистов РОА и с июля 1944-го служил при Власове. В конце 1944 года Ворохов был завербован германской разведкой и в числе 16 диверсантов заброшен в советский тыл, где и был арестован органами "СМЕРШ" в марте 1945 года. На допросе он подробно рассказал о "штаб-квартире" Власова, о взаимоотношениях советского генерала-предателя с немецким командованием и о настроениях, царивших в стане коллаборационистов в связи с неизбежным поражением рейха: чтобы поддержать боевой дух соратников в августе 1944-го, Власов кормил свое окружение откровенными небылицами.

Следует, однако, отметить, что допрашиваемый Ворохов незнаком специалистам по истории власовского движения2, остается загадкой и его дальнейшая судьба. Кроме того, один из ближайших соратников генерала-предателя Ф.И. Трухин, с октября 1944 года возглавлявший штаб вооруженных сил КОНР, заявлял на допросе в августе 1945-го, что не знает этого офицера3.

Как бы то ни было, показания Ворохова крайне заинтересовали ведомство: начальник Главного управления контрразведки "СМЕРШ" В.С. Абакумов доложил о них И.В. Сталину, а в камеру к Ворохову для проверки сведений был помещен специальный агент4.

Публикуется впервые.

Бывший советский генерал А. Власов на маневрах по подготовке будущих власовцев. 1943 год. Фото: Getti Images

"ВЛАСОВ ЗАЯВИЛ, ЧТО ПОЛУЧИЛ ОТ РОКОССОВСКОГО СЕКРЕТНОЕ ПИСЬМО..."

Из протокола допроса арестованного Ворохова Анатолия Захаровича от 17 марта 1945 года

<...>

Вопрос: А что же делал Власов?

Ответ: Власов являлся председателем "Русского комитета" и, по существу, никакого отношения к воинским частям "РОА" не имел. Деятельность Власова, как председателя "Русского комитета", заключалась в том, что он писал статьи об устройстве нового государства в России. Эти статьи, как рассказывал мне его адъютант Антонов, переводились на немецкий язык и отсылались в министерство пропаганды на просмотр. Кроме того, Власов неоднократно посещал ставку верховного командования немецкой армии, но тот же Антонов мне говорил, что Власов по поводу одного из таких посещений ставки в 1943 году среди офицеров сказал: "Немцы союзники хорошие, но чтобы поговорить с ними по душам, приходится обивать пороги целыми неделями".

<...>

Вопрос: О штаб-квартире Власова расскажете подробно?

Ответ: Штаб-квартира Власова, находившаяся в местечке Дабендорф5, представляла собой отдельный дом барачного типа, где жил и работал Власов. Здание штаб-квартиры круглые сутки охранялось двумя автоматчиками из "РОА". Кроме того, вся территория лагеря "РОА" в Дабендорфе в ночное время охранялась немецкими часовыми.

Доступ к Власову ограничен. Почти ежедневно Власов принимал каких-то гражданских и военных лиц, причем необходимо отметить, что все посетители, кроме хорошо известных Власову лиц, при получении пропуска официально обыскивались, все огнестрельное и холодное оружие, вплоть до перочинного ножа, отбиралось.

Из лиц, часто посещавших квартиру Власова, мне известны: командующий казачьими вой-сками "РОА" - генерал белой армии Краснов, а также начальник штаба добровольческих войск Востока генерал Кестринг. <...>

Кабинет Власова оборудован микрофоном, соединенным с берлинским радиоцентром. Власов по радио делает доклады для русского населения, находящегося на территории Германии.

Штат сотрудников штаб-квартиры Власова состоит из его заместителя - бывшего генерал-майора Красной армии Малышкина, адъютанта - полковника "РОА" Антонова6 и личного секретаря - лейтенанта Колосова.

Антонов постоянно находился при Власове, сопровождал его при посещении ставки верховного командования германской армии и являлся его личным переводчиком.

К Власову прикреплен также постоянный представитель от штаба добровольческих войск Востока, фон-Штаудер, который постоянно бывал у Власова, присутствовал при приеме посетителей и вникал во все его служебные дела. Штаудер даже сопровождал Власова, когда он по воскресным дням посещал русскую церковь в Берлине.

Штаудер как-то в беседе говорил, что до Октябрьской революции он проживал в Петрограде в немецкой колонии и хорошо знает царскую Россию.

Власов вместе с адъютантом Антоновым и в сопровождении Штаудера часто выезжал в главную квартиру Гитлера, расположенную где-то в окрестностях Берлина, для решения вопросов русского освободительного движения. В июле 1944 года, перед одним из выездов Власова, я разговаривал с Антоновым, который мне заявил, что ему надоело возить целую кипу бумаг туда и обратно, так как никакого толка от этого нет, Власова там никто не принимает. <...>

В штаб-квартире Власова помещалась также редакционная коллегия антисоветской газеты "Заря". Первое время редакционную коллегию возглавлял Малышкин, а затем редактором газеты "Заря" стал полковник Гаранин.

Редакционная коллегия, наряду с газетой, выпускала журнал "Доброволец", ответственным редактором которого являлся Хроменко, в прошлом редактор одной из районных газет Ленинградской области.

Указанные газета и журнал издавались в немецкой типографии в Берлине.

До вторжения союзников на территорию Франции немцы почти ничего не писали о деятельности "РОА" и даже запрещали писать что-либо о Власове.

Когда же части "РОА" были включены в борьбу с союзниками, вся пресса, издававшаяся на русском языке, заговорила о героических подвигах русских солдат, а Власову немцы присвоили звание маршала России7.

Пользуясь этим, Власов якобы поставил перед ставкой верховного командования германской армии вопрос о разрешении ему провести всеобщую мобилизацию среди русского населения, насильно угнанного немцами в Германию.

Для проведения этого мероприятия были даже заготовлены специальные бланки повесток о явке на сборные пункты, призывные анкеты, учетные карточки и около трех миллионов солдатских книжек, а также бланки с текстом присяги.

В августе 1944 года Власов говорил нам, что германское командование якобы уже дало согласие на проведение такой мобилизации.

Советская листовка: прочитав, передай товарищу!

Вопрос: В связи с чем Власов говорил об этом?

Ответ: Когда я временно нес службу дежурного офицера штаб-квартиры Власова, он как-то пригласил всех своих сотрудников, в том числе и меня, на обед, на котором присутствовали адъютант Власова полковник Антонов, сотрудник для поручений майор Мамедов, редактор журнала "Доброволец" Хроменко, бывшие генералы Красной армии Благовещенский, Борисов и Жиленков.

Во время обеда редактор журнала "Доброволец" Хроменко задал Власову вопрос, что намерено предпринять руководство "РОА" в связи с продолжающимся успешным наступление Красной армии и армий союзников.

Отвечая на вопрос Хроменко, Власов заявил, что еще не все потеряно. "Русская освободительная армия" насчитывает около 2 миллионов человек, способных на серьезную борьбу против Советской власти.

Это заявление Власова, по-моему, не соответствует действительности, так как я лично за время пребывания в "РОА" ни разу не видел крупных формирований "Русской освободительной армии". Далее Власов заявил, что в ставке верховного командования германской армии он уже поставил вопрос о проведении всеобщей мобилизации русского населения, что немцы в этом его якобы поддержали и в результате в ближайшее время численность "РОА" можно будет увеличить до 5 миллионов человек.

Кроме того, возможно, с целью провокации Власов рассказал, что якобы через своих людей он установил связь с некоторыми высшими командирами Красной армии, которые заверили его в том, что они, как только очистят всю территорию России от немцев и войдут на территорию Германии, согласны будут принять активное участие в решении вопроса о России.

А. Власов вручает подарки курсантам. Дабендорф, 1944 год.

Тогда же Власов назвал фамилии маршалов Рокоссовского, Конева и Воронова. Особенно много Власов говорил о Рокоссовском, заявляя, что этот человек в свое время пострадал от большевиков, перенес издевательства и оскорбления, чего никогда не забудет.

В конце речи Власов заявил, что он получил от Рокоссовского секретное письмо, которое доставил ему перелетевший на сторону немцев Герой Советского Союза старший лейтенант Антилевский.

После указанного обеда я с адъютантом Власова полковником Антоновым вышел в коридор покурить, в беседе по поводу указанного заявления Власова Антонов сказал: "Андрей Андреевич (Власов) все это говорит для успокоения нервов и поддержания духа. Красная армия в настоящее время имеет такие успехи на фронте, что рассчитывать на какое-либо изменение политического строя в СССР совершенно бессмысленно". Как реагировали на заявление Власова другие лица, присутствовавшие у него на обеде, мне неизвестно.<...>

РГАНИ. Ф.3. Оп.56. Д. 458. Л. 18-32.


О задержании Власова и его приспешников

Донесения Абакумова об аресте Власова в Праге 12 мая 1945 г. и уполномоченного СНК СССР по делам репатриации генерал-полковника Ф.И. Голикова об аресте видных руководителей "РОА" во Франции 27 августа 1945 г. публикуются впервые.

"Активные власовцы", упомянутые во втором документе, разделили участь своего лидера.

Сотрудники власовской канцелярии за работой (слева адъютант генерала-предателя Р. Антонов). Декабрь 1944 года.

Сов. секретно.

Экз. № I.

Главное управление

контрразведки "СМЕРШ"

13 мая 1945 г.

Государственный комитет обороны

Товарищу СТАЛИНУ

По сообщению Управления "СМЕРШ" 1-го Украинского фронта 12 мая с.г. в районе гор. Прага задержан предатель Власов, который на автомашине направлялся в сторону союзников.

По предложению командира 25 танкового корпуса генерал-майора Фоминых Власов отдал приказ своим солдатам о переходе на сторону Красной армии. Вчера же нашим войскам сдалась дивизия в количестве 10 тысяч человек.

Мною дано указание Начальнику Управления "СМЕРШ" 1-го Украинского фронта генерал-лейтенанту Осетрову доставить Власова под усиленной охраной в Главное Управление "СМЕРШ".

Абакумов

РГАНИ. Ф.3. Оп. 56. Д. 458. Л. 36.

"Основы русского освободительного движения" с подписью начальника школы пропагандистов РОА, позднее - начальника штаба вооруженных сил КОНР Ф. Трухина: "Настоящая брошюра составлена в возглавлявшейся мною Дабендорфской школе пропагандистов "РОА". Редактировалась брошюра мною". 1944 год.

Сов. секретно.

Экз. № I.

Управление Уполномоченного Совета Народных комиссаров Союза ССР по делам репатриации

27 августа 1945 г.

№ 005058

Товарищу Сталину И.В.

Докладываю:

Нашими органами репатриации во Франции в одном из лагерей советских граждан задержаны и 27.08. самолетом доставлены из Парижа в Союз активные власовцы: Начальник ВВС РОА генерал-майор Мальцев, начальник особого отдела РОА подполковник Волковиц и командир эскадрильи РОА майор Бычков (бывший Герой Советского Союза).

Мальцев в момент ареста, пытаясь покончить жизнь самоубийством, бритвой перерезал себе горло и артерии рук, но остался жив.

Генерал-полковник Голиков.

РГАНИ. Ф.3. Оп. 56. Д. 458. Л. 90.

С подельниками-предателями на скамье подсудимых.

1. Наиболее полный комплекс документов представлен в трехтомнике Росархива: "Генерал Власов: история предательства" (М., 2015). Книга 1 Книга 2

2. В частности, в фундаментальном справочном издании "Офицерский корпус армии генерал-лейтенанта А.А. Власова. 1944 - 1945" (М., 2009), составленном К.М. Александровым, фамилия Ворохов не упоминается.

3. Генерал Власов: история предательства. Т. 2. 3Из следственного дела А.А. Власова. Кн. 1. С. 244.

4. РГАНИ. Ф. 3. Оп. 50. Д. 458. Л. 17.

5. Это ошибка. Согласно показаниям Ф.И. Трухина, штаб-квартира Власова до февраля 1945 года помещалась в городе Дамендорф, на улице Кибицвег, 9 и Сицилиен Аллее, 19.

6. Еще одна ошибка Ворохова: адъютант Власова Р.Л. Антонов был капитаном. В то же время в штабе РОА служил полковник Г.И. Антонов, однако последний никогда не был адъютантом Власова.

7. Это не находит документального подтверждения.