Европа более десяти лет развивает солнечную и ветровую энергетику. Несмотря на то что делается это под соусом борьбы за экологию, есть здесь и экономические причины. Подавляющее большинство стран ЕС - импортеры энергоресурсов, зависящие от мировой конъюнктуры на рынке. От простой пропаганды возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в ЕС перешли к активным действиям, с 2026 года вводится пограничный углеродный сбор на наиболее углеродоемкие товары, который может сильно затронуть экспорт из России.
Противопоставить этому можно только собственную программу по снижению выбросов CO2. Развитие солнечной и ветряной генерации в нашей стране актуально лишь для некоторых южных и прибрежных районов. В большинстве регионов генерация на основе ВИЭ слишком дорогая по сравнению с традиционным топливом, ее насаждение стало бы бременем для экономики и привело бы к росту тарифов на электричество. Выходом может стать развитие водородной энергетики.
Но для этого России с нуля придется создать новую отрасль - изобрести технологии производства, хранения и транспортировки водорода, а также сформировать спрос на него на внутреннем рынке. Планируется, что уже с 2035 года мы будем экспортировать 2-12 млн тонн водорода, а к 2050 году - 15-50 млн тонн. Отставание от Европы по времени, конечно, значительное, но это лучше, чем не делать ничего и плясать под чужую дудку. Кроме этого, создание новой отрасли загрузит работой производственные предприятия, научные и образовательные учреждения, а это хорошее подспорье для экономического роста.