17.08.2021 15:29
    Поделиться

    В Мордовии разработали курс для руководителей среднего звена

    В Саранске завершился первый набор уникальной программы обучения для руководителей. Разработанный Региональным центром компетенций (РЦК) модульный курс "Мастер Про" рассчитан на управленцев среднего звена. Вместо зазубривания теории авторами сделан акцент на отработке практических навыков. Обучение под руководством лучших наставников прошли 18 представителей предприятий-участников нацпроекта "Производительность труда". Удалось ли им внедрить в работу полученный опыт? Каких именно знаний не хватает современному управленцу-производственнику? Об этом и много другом "РГ" рассказала руководитель курса Ольга Петрова.
    Региональный центр компетенций

    Ольга Александровна, в чем специфика разработанного в Мордовии курса? Что отличает его от многих других?

    Ольга Петрова: Наш новый курс был запущен в марте. Необходимость его создания продиктована самой жизнью. Направлен он на повышение компетенций руководителей именно среднего звена - это начальники цехов, руководители отделов и т.п. Как правило, на такие позиции назначают крепких "технарей", которые окончили вузы, стали хорошими специалистами в своей сфере - но их никто и никогда не учил руководить людьми, управлять системами. Как справляться со своими подчиненными, как правильно поставить задачу, как выбрать исполнителя под задачу, как мотивировать сотрудников? У большинства наших первых слушателей не имелось даже начальных знаний в этой области. Поэтому мы изначально были настроены на то, что курс должен быть сугубо практическим и все полученные навыки можно было сразу же встроить в работу. Лишь на последнем модуле прошло несколько занятий по теории, которые были немного "на вырост" - но даже там можно было брать какие-то инструменты и буквально на следующий день использовать.

    Программа курса разработана нами самостоятельно. Аналогов в нашем городе ему нет. Конечно, мы взяли на вооружение и лучшие федеральные практики - в том числе формат программы "Лидеры производительности". При разработке мы советовались с главами предприятий. Я сама прежде работала директором по персоналу и не понаслышке знаю, какие пробелы в подготовке менеджеров среднего звена требуется восполнить в первую очередь.

    Представители каких отраслей стали первыми участниками курса? Как был построен процесс обучения?

    Ольга Петрова: Обучение длилось три месяца. Причем почти треть этого времени занимала оценка участников. На входе в программу составлялся полный портрет - интервью, тестирование, ассесмент. По итогам для каждого формировался индивидуальный план: какие компетенции необходимо развивать и какими способами. Обучение проходило в офлайн формате, это были не лекции, а тренинги - нам было важно, чтобы участники взаимодействовали как с тренерами, так и между собой. В практических заданиях речь шла о реальных проблемах, которые требовалось решить. Слушателями первого потока стали представители 8 предприятий из разных сфер: от ЖКХ и деревообработки - до пищепрома и машиностроения. Что касается наставников, то, кроме сотрудников Регионального центра компетенций и Фонда развития промышленности республики, были и приглашенные эксперты из Москвы и Санкт-Петербурга. У нас не было преподавателей-теоретиков - только специалисты-практики. Например, курс "Экономика для руководителей" читал финдиректор одного из действующих саранских предприятий. Обучающиеся получали именно те навыки, которые требуются на производстве сегодня, сейчас.

    Насколько эффективными оказались полученные навыки? Помогли ли они вашим слушателям в работе?

    Ольга Петрова: Программа изначально строилась так, что все полученные знания должны были быть использованы. Слушателям предстояло на своих предприятиях инициировать проект, который они должны были разработать и внедрить. Любой проект - это и есть управление задачами и управление людьми. Между тремя обучающими модулями был разрыв примерно в три недели, в этот период участники получали задания применить полученные в ходе курса инструменты. Кроме того, была создана общая группа, где все могли писать свои вопросы, советоваться с тренерами напрямую. Защита проектов показала, что полученные навыки успешно использованы.

    Планируется ли продолжать работу в этом направлении?

    Ольга Петрова: Сегодня уже можно сказать, что первый опыт практикоориентированного обучения оказался удачным. Осенью, по завершении периода отпусков, собираемся запустить второй поток. Что касается первых участников нашей программы, то мы с ними не прощаемся - планируем объединить их в клуб, чтобы люди могли делиться опытом, общаться и при необходимости получать консультации. Его первое заседание намечено на сентябрь и будет касаться темы планирования производства и цифровизации этого процесса.

    Справка "РГ"

    К нацпроекту "Производительность труда" Мордовия подключилась в 2018 году. Организациями республики подано 58 заявок на участие, из них 44 предприятия уже заключили соглашения о реализации проекта. Навыкам бережливого производства обучено 724 сотрудника - это на 161 выше планового показателя на конец 2021 года. По программе "Лидеры производительности" обучение прошли 69 руководителей. По программе "Мастер ПРО" обучение прошли 18 управленцев.

    Поделиться