Новости

24.08.2021 11:02

Почему век бумажных билетов в музеи и парки еще не закончился

Представители старшего поколения помнят, насколько бережно раньше относились к бумажным билетам. Кто-то даже их хранил - в память о турпоездке или совместном посещении с любимым человеком. Теперь на замену бумажному билету пришел цифровой, но окончательно его еще не вытеснил. Причем необходимость именно в бумажной версии порой вызывает сомнение. Пройдя через турникет, их тут же выкидывают, часто - не в урну, а на газон. Такая расточительность, особенно в свете общей тенденции на экологичность, поражает. Эксперты уверены: для полной победы электронных носителей не хватает средств и желания самих учреждений культуры.
Каждый ли турист, который стоит в очереди в музей, нуждается в "памятном" бумажном билете? Фото: Сергей Николаев/РГ Каждый ли турист, который стоит в очереди в музей, нуждается в "памятном" бумажном билете? Фото: Сергей Николаев/РГ
Каждый ли турист, который стоит в очереди в музей, нуждается в "памятном" бумажном билете? Фото: Сергей Николаев/РГ

Вся законодательная база, необходимая для электронных билетов, в нашей стране уже есть, напоминает адвокат Сергей Агапов. Вопросы оформления и реализации билетов на проводимые зрелищные мероприятия детально урегулированы основами законодательства РФ о культуре и приказом Минкульта.

Главный секрет долголетия бумажных билетов - целевая аудитория, в ней много пожилых. Они, как уверяют эксперты, не спешат за прогрессом. Традиционные билеты, как бумажные книги, придают особые ощущения пользователю, уверена Варвара Басанович, операционный директор по маркетингу "Столото".

Однако самоизоляция ускорила процесс умирания бумажных носителей, и в онлайн пришли за покупками даже те пользователи, которые раньше ничего не заказывали таким способом. К примеру, обороты платежей у онлайн-площадок, которые продают билеты на различные мероприятия, включая театры и музеи, за семь месяцев 2021 года выросли на 65 процентов, уточняет Иван Глазачев, гендиректор ЮMoney.

Важным аргументом против бумаги является ее "мусорный след" - даже бумажные чеки не принимают в переработку, не говоря уже о "памятных" цветных билетах в музеи и парки. При этом экономия только при отказе от бумажных чеков для одной сети магазинов достигает 500 тысяч рублей за год. Экономия от сокращения затрат на выпуск, продажи и последующую утилизацию проездных билетов может составлять для метро многие миллионы рублей ежемесячно, считают эксперты.

Главный секрет долголетия бумажных билетов - пожилые люди, которые не спешат за прогрессом, уверяют эксперты

Учитывая, что, например, Петергоф в 2021 году посетят пять миллионов туристов (прогнозный показатель), эта цифра тоже будет не малая. (Кстати, именно в Петергофе в прошлом году бумажные билеты временно заменяли на электронные - чтобы не скапливались очереди у касс).

У учреждений культуры своя правда: внедрение электронных билетов требует затрат на организацию продаж и модернизацию сайтов, на что у многих просто нет возможностей. Или желания.

Более гибкими оказываются частные компании. Так, на интересную форму пропуска посетителей еще в прошлом году перешел музей современного искусства "Эрарта". Бумажные билеты здесь анахронизм. Электронный билет (если зарегистрировался) дает право на бесплатное посещение в течение года. Вход в музей - бесконтактный, турникет сличает черты вашего лица с данными занесенной в базу фотографии (самой обычной, не биометрической). То есть "забыть" билет или абонемент дома - невозможно в принципе. Никакие паспортные данные при этом не нужны, единственное, что просят, - реальный электронный адрес, да и то потому, что на него придет бесплатный аудиогид.

Резюмируя, стоит отметить: прогресс наступает, хотим мы этого или нет. Чем выше стоимость билета, тем больше шансов, что его быстро заменят на электронного собрата - так организаторы смогут сократить число подделок, повысят качество учета и понимание своей целевой аудитории. Переход к более современной системе будет возможен тогда, когда у музеев и театров появится реальное желание меняться, привлекать новую аудиторию, развиваться, соглашается Павел Вешаев, генеральный директор FinHelp. Осталось подождать, когда это желание станет необходимостью.

Мнения

Ирина Начарова, начальник отдела по связям с общественностью ГМЗ "Царское Село":

- В отличие от покупки билетов в театр, решение о посещении музея часто принимается спонтанно. Сейчас в связи с пандемией подавляющее большинство посетителей музея - наши соотечественники, от 65 до 80 процентов из них делают выбор в пользу бумажных билетов. Себестоимость печати билета зависит от тиража - например, в Екатерининский дворец она составляет чуть больше одного рубля.

Александра Санько, директор по маркетингу Планетария 1:

- Для нас бумажные билеты - прошлое. Мы поставили специальные терминалы на входе, и посетители просто оплачивают стоимость билета через терминал - по карте или наличными и спокойно проходят.

Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей РФ:

- Переходя только на электронный формат, мы можем ущемить права тех, кто не умеет пользоваться гаджетами. Сейчас, на мой взгляд, оптимален смешанный формат. Но с развитием цифровизации бумажный билет уйдет в прошлое. Как, собственно, это и произошло с билетами на поезда дальнего следования. Чтобы переход на электронные билеты в музеи и прочие культурные места шел быстрее, я бы предложил сделать электронные билеты немного дешевле. Единственное, что по закону вам обязаны выдать чек при покупке. Однако его точно можно высылать в электронном виде, как делают в метро.

Кстати

Экологи все чаще напоминают о том, что бумага не так безобидна, как принято думать. Бумажный цветной билет пропитан химикатами, которые потом оседают на земле. Чтобы билет появился на свет, нужны вода, древесина и энергия, причем в значительном количестве. Например, углеродный след (то есть объем парниковых газов, которые попадают в окружающую среду) бумажного пакета в два раза больше следа пластикового. Для производства бумажного нужны древесина и в 17 раз больше воды, чем для производства пластикового пакета, в пять раз больше энергии и в 1,8 раза больше ископаемого топлива.

В регионах Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-Петербург Развитие туризма в России