Они уже давно в целях экономии перешли на газ, а теперь терпят убытки. Предприниматели уведомили мэрию о намерении увеличить плату за проезд с 25 до 30 рублей, но это едва ли спасет ситуацию.
Как сообщила "РГ" президент ассоциации автотранспортников РАСА Елена Расщепкина, если в начале года литр пропана в Астрахани стоил 26 рублей, то сейчас - 35.
Таких темпов никто не ожидал, и хотя владельцы уже двух маршрутов подали заявки о повышении тарифа, большинство перевозчиков считают, что это не выход, так как в конкурентную борьбу включатся такси.
По наблюдениям главы РАСА, хоть газ и дорожает по всей стране, но цены в населенных пунктах разнятся. К примеру, в Волгограде можно заправиться за 32 рубля, а в астраханском селе Никольском - за 40. В связи с этим, по мнению транспортников, региональные власти могли бы принять меры и помочь перевозчикам.
- Нас не субсидируют с 2015 года, а в пандемию вырос в цене не только газ, но и запчасти - в четыре раза. С нового года нас обязали устанавливать тахографы, а это 40 тысяч рублей на машину. До 1 января продержимся, а потом, скорее всего, закроемся, - предположила Расшепкина.
Перевозчики уже сокращают количество машин на маршрутах. От этих изменений в первую очередь страдают пассажиры.
Меж тем областные власти настроены оптимистически. Регион планирует подать заявку на получение инфраструктурных кредитов в размере двух миллиардов по федеральной программе для создания новой системы пассажирских перевозок. Работа маршруток никого не устраивает: они ездят с перебоями и часто - с нарушениями. Однако когда появится новый транспорт, какие будут машины, топливо и тарифы, пока неясно.
Похожая ситуация с газомоторным топливом наблюдается и в других регионах. Эксперты отмечают, что основной причиной подорожания стало превышение спроса над предложением с учетом высокого сезонного потребления на фоне сокращения добычи в рамках сделки ОПЕК+, а также то, что часть поставщиков поставила машины на ремонт. Повлияла на цены и авария на одном из заводов по подготовке конденсата. Сказалась и паника участников рынка, которые в ожидании дефицита увеличили закупки. Это создало повышенный спрос, который приводит к резким скачкам цен.
Впрочем, несмотря на ценовые колебания, у газового топлива множество неоспоримых плюсов. Это хорошо прослеживается на примере Ростовской области. Несколько лет назад область стала пилотным регионом по ускоренному переводу автотранспорта на газ. Местные власти рассчитывают, что к концу действия программы потребление газомоторного топлива на Дону вырастет до 250 миллионов кубометров в год, то есть увеличится семикратно по сравнению с 2018 годом, а вредные выбросы в атмосферу сократятся в восемь-десять раз.
Заинтересованность Ростова понятна. В сентябре 2019 года в регионе было зарегистрировано полтора миллиона машин. Еще примерно 1,6 миллиона ежегодно следует транзитом. Это создает высокую экологическую нагрузку (область стабильно входит в топ-5 по выбросу вредных веществ от автотранспорта).
На сегодняшний день здесь действует 33 АГНКС и зарегистрировано порядка 12 тысяч транспортных средств, работающих на метане. В 2021 году еще 1750 единиц перейдут на голубое топливо. В том числе благодаря госсубсидиям.
- Владельцы автотехники, решившие перевести машины на природный газ, могут сэкономить до 50 процентов от стоимости установки газобаллонного оборудования. Недополученные доходы владельцам сервисных центров возмещаются в виде бюджетных субсидий, - пояснил замминистра транспорта региона Дмитрий Беликов.
По соглашению с Минэнерго РФ для донского региона в 2021 году на эти цели заложили 36,997 миллиона рублей (42,5 миллиона с учетом областных средств). Региональный минтранс уже дважды провел в нынешнем году отбор получателей субсидии. Поданы заявки на 662 транспортных средства, предоставлены скидки на 25,2 миллиона, сообщили в ведомстве. До конца августа планируется провести третий отбор получателей.
По оценкам правительства области, всего в регионе на газ могут перевести 100 тысяч машин (включая пассажирский, грузовой и легковой транспорт, сельскохозяйственную, коммунальную и дорожную технику).
Василий Зинин, исполнительный директор Национальной газомоторной ассоциации:
- Программа расширения рынка газомоторного топлива может дополнительно принести в бюджет порядка 350 - 380 миллиардов рублей. Очень важны и структурные изменения: предполагается перераспределение капитала за счет сокращения затрат на топливо в пользу промышленных предприятий и транспортных компаний - реального сектора. Дополнительные деньги получит промышленность, которая сейчас страдает от нехватки оборотных средств и ограниченного доступа к долгосрочному заемному финансированию.