- 12,685 миллиона тонн - донские хлеборобы собрали самый большой урожай ранних зерновых как в своей истории, так и в истории всей России! Это одна десятая часть от прогнозируемого в стране. Также собран крупнейший в истории урожай нашей основной зерновой культуры, озимой пшеницы, - 11,33 миллиона тонн. При этом мы увеличим донской каравай поздними зерновыми, сбор которых будет завершен к концу октября - началу ноября, - рассказал первый замгубернатора Ростовской области Виктор Гончаров. - Качество же феноменальное. По предварительным данным Центра оценки качества зерна, 97 процентов - продовольственное зерно третьего и четвертого класса, востребованное на мировом рынке.
На Кубани - ненамного меньше. По данным Национального аграрного агентства, здесь собраны рекордные 12,38 миллиона тонн зерновых (из них пшеницы - 10,54 миллиона). Около 90 процентов - третьего и четвертого класса.
АПК становится все более технологичным сегментом экономики, поясняют опрошенные "РГ" эксперты. Инновации, которые сейчас активно внедряются на юге, позволяют не просто наращивать урожай, а делать это системно и практически без оглядки на капризы природы, что наглядно показал этот год.
- Причина успеха в сочетании нескольких факторов: качественный посевной материал, рациональный севооборот, высокоэффективная сельхозтехника, современная система обработки почвы, удобрения и своевременная защита урожая от болезней, сорняков и вредителей. То есть технологии и научно обоснованная культура земледелия, - говорит Гончаров.
Резко увеличился, например, сегмент беспилотной сельхозтехники. Как писала "РГ", в прошлом году на Дону с разницей в несколько дней прошли первые в стране официальные показы отечественных образцов. Сначала свою разработку представила технологическая компания Cognitive Pilot, а менее чем через неделю на поля вышли беспилотные комбайны ростовского комбайнового завода Ростсельмаш. Оба продукта еще далеки от того, чтобы полностью заменить механизатора в кабине. Но уже сейчас понятно: техническая революция в АПК свершилась и дальнейший процесс автоматизации уже не остановить.
- Страшная стихия, которая обрушилась в середине августа на Краснодарский край, еще раз подтверждает, что фермерам уже недостаточно опираться на привычные исторические паттерны ведения сельского хозяйства. Погода становится все более непредсказуемой, и год от года нужно проводить существенное количество корректировок, адаптировать технологии к ситуации здесь и сейчас. Конечно, только технологии способны скорректировать климатические изменения, - считает гендиректор агротехнологической платформы "Инттерра" Виталий Бузу. - В значительной мере этому помогают спутниковые данные и цифровые системы интерпретации данных, которые, к примеру, могут указать очаг нового циклона, но что более важно, точечно выявить проблемный участок на поле в хозяйстве, где сотни и тысячи гектаров (например, фитопатологию растения по анализу его покровов, которые видны на качественном спутниковом снимке). Получив эти данные, фермер вместо бесконечных обходов может устремиться на нужный квадрат и оперативно исправить кризисную ситуацию. Ни один агроном не в состоянии обойти все свои поля, а спутники и дроны с высоты легко находят проблемный участок и сообщают об этом.
Но сегодня мало вырастить хороший урожай, его нужно выгодно продать и заработать на этом. А тут как раз все сложно.
Экспортные цены во второй декаде августа начали расти, после того как вышли неутешительные мировые сводки об урожае 2021 года. Климат становится непредсказуемым не только в России. В результате прогноз пересматривается практически во всех основных странах-производителях. Влияют и внутренние факторы. В частности, как говорит председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин, августовский рост цен произошел из-за "некорректных данных, опубликованных Росстатом в конце июля" о сокращении посевных площадей, прежде всего озимых.
"Вольно или невольно, но Росстат своими некорректными данными раскачал цены на мировом рынке зерна. Это мощнейший удар по репутации и конкурентоспособности России как крупнейшего экспортера пшеницы", - цитировали Зернина профильные агроСМИ.
Как результат - стоимость тонны пшеницы в южных портах во второй декаде августа выросла почти на 20 долларов, до 286 - 287 долларов за тонну. Качественную пшеницу с протеином 12,5 процента сейчас можно продать и дороже, за фантастические 300 долларов.
При этом российский рынок, где действуют плавающие пошлины на экспорт, вряд ли позволит аграриям извлечь из этого большую прибыль.
- Сельхозпроизводители оказались в парадоксальной ситуации. С одной стороны, рекордный урожай и высокие цены в самый разгар уборки. Казалось бы, лучше не придумаешь. Однако если цены в ближайшие две недели не скорректируются до более адекватных значений, плавающая пошлина может быть повышена, она все равно "съест" всю прибыль производителей, трейдеров и экспортеров, - поясняет редактор Национального аграрного агентства Дмитрий Беляев. - При этом нужно понимать, что рост цен на сельхозсырье - процесс глобальный. Вслед за пшеницей и кукурузой будут дорожать удобрения, пестициды, техника. И выходит, что аграрии, с одной стороны, ограничены в доходах, а с другой - вынуждены покупать необходимые им товары для сезонных сельхозработ по сильно выросшим ценам. Да, государство пытается сгладить диспаритет, договаривается о скидках с российскими производителями удобрений, субсидирует покупку техники и так далее. Но это практически не компенсирует перекос. В результате мы можем получить массовое банкротство мелких хозяйств, у которых нет возможности переждать этот ценовой шторм.
При этом цены на продовольствие расти резкими темпами не будут, уверен эксперт. Во-первых, в структуре себестоимости продуктов сырье занимает далеко не первое место (гораздо больше расходов приходится на оплату ЖКХ, транспорт и логистику, зарплату, налоги и так далее). Кроме того, государство внимательно следит за ситуацией и не позволит сетевикам нажиться под шумок мирового ценового шторма.