Подобная проблема свойственна не только Вологодчине. Долгие годы национальные парки по всей стране имели особый правовой статус. Он в первую очередь защищал интересы природных территорий, сохранял животный и растительный мир, но почти не учитывал права граждан, проживающих в его границах. Им запрещали строить дома, не предоставляли земли для садоводства, муниципальные власти не имели возможности расселить аварийные строения, страдал и бизнес: нельзя провести модернизацию промышленных зданий, производства и создать новые рабочие места из-за ограничений природоохранного законодательства. За любым разрешением нужно было обращаться в федеральный центр. Только там принимали решения, которые опять-таки согласовывались лишь с интересами национального парка.
А между тем в России 56 подобных парков, в составе двадцати трех располагаются 700 населенных пунктов. Особо охраняемые природные территории занимают 13 процентов площади всей страны. Только в Кирилловском районе находится треть населенных пунктов, расположенных в границах национальных парков. А это 80 процентов населения - 13 тысяч человек. И все они были ограничены в реализации своих конституционных прав.
- Муниципальный район не в состоянии решать важные социальные и коммунальные вопросы. Простой пример. Дети в Кириллове посещают дошкольное учреждение, которое построено почти 130 лет назад. Понятно, в каком оно состоянии. Но мы не можем построить современный детсад. Нужно сначала сформировать участок земли. А муниципалитет не имеет на это права, - говорит глава администрации Кирилловского района Сергей Усов.
Председатель общественного совета района Владимир Шачин добавляет: молодежь уезжает, инвесторы не готовы вкладывать средства, хотя есть перспективы, особенно в развитии туристической сферы. Но куда бы ни обращались, ничего не выходило.
Эксперты обозначали два варианта решения данной проблемы. Первый, его поддерживали федеральные министерства и ведомства: сохранить населенные пункты в границах парков со снятием ряда ограничений. За второй выступали регионы, в том числе и Вологодчина: исключить населенные пункты из границ национальных парков с одновременным расширением их территорий.
И вносили конкретные предложения. Например, заявляли не только об исключении из "Русского Севера" населенных пунктов, но и об одновременном присоединении к нему новых территорий. А такие в Кирилловском районе имеются: здесь есть нерестилища, тетеревиные тока и гнездовья краснокнижных птиц, которые действительно нуждаются во внимании природоохранного ведомства.
В 2019 году удалось наконец-то сдвинуть дело с мертвой точки. Подготовили законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях". И первый результат: более тридцати жителей Кириллова оформили права на земельные участки, десятки зарегистрировали уже построенные дома.
Такой возможностью сразу воспользовалась и семья Сергея Дормидонтова. Они с женой владеют земельным наделом 30 лет, в свое время не оформили разрешение на строительство и жили в собственном доме фактически на птичьих правах. Теперь подали документы на регистрацию.
Но это пока первый шаг - помочь жителям не только узаконить имеющееся имущество, но и строить новые объекты. А для этого надо принять и согласовать правила землепользования и застройки. Следующий шаг касается непосредственно самого муниципалитета: возведение социальных объектов, дорог, инженерной инфраструктуры.
- Жители Кириллова теперь знают, какие возможности у них появляются благодаря новому законодательству. Уверен, что наша туристическая жемчужина, музей под открытым небом - город Кириллов и весь район - начнут новую страницу своей истории. Будем совместно решать, какие объекты необходимо построить, какие дороги отремонтировать. Теперь появляется гораздо больше возможностей для развития, - отметил губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.
Пакеты законодательных поправок для первых трех поселений уже подготовили, их отправили на рассмотрение в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Еще столько же в ближайшее время пошлют на согласование. Есть вероятность, что все необходимые процедуры завершатся к концу нынешнего года и в декабре закон заработает в полную силу. И тогда населенные пункты в границах национального парка "Русский Север" смогут вести нормальную хозяйственную деятельность.
(комментарий подготовлен газетой "Северная Осетия")
Аламбек Сабеев, замдиректора по науке ФГБУ "Национальный парк "Алания":
-Долгие годы у национальных парков по всей стране существовал особый правовой статус. Он в первую очередь был направлен на защиту интересов природных территорий, сохранение животного и растительного мира, но почти не учитывал права граждан, проживающих в его границах. Им запрещали строить дома, не предоставляли земли для садоводства, муниципальные власти не имели возможности расселять аварийные строения, страдал и бизнес: запрещалось проведение модернизации промышленных зданий, производство и создание новых рабочих мест из-за ограничений природоохранного законодательства. Любое разрешение требовало обращения в федеральный центр. Только там принимались решения, которые опять-таки согласовывались лишь с интересами национального парка.
В России находятся 56 таких парков, в составе двадцати трех располагаются 700 населенных пунктов. Особо охраняемые природные территории занимают 13 процентов площади всей страны.
Эксперты обозначали два варианта решения данной проблемы. Первый, его поддерживали федеральные министерства и ведомства: сохранить населенные пункты в границах парков со снятием ряда ограничений. За второй выступали регионы: исключить населенные пункты из границ национальных парков с одновременным расширением их территорий.
В 2019 году удалось сдвинуть дело с мертвой точки. Был подготовлен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" № 505-ФЗ, вступивший в силу 30 декабря 2020 года.
Для территории Национального парка "Алания", в процессе его создания, был изначально определен "Перечень собственников, владельцев и пользователей земельных участков, включенных в границы национального парка "Алания" без изменения прав собственности и без изъятия из хозяйственной деятельности", зафиксированный в виде приложения к "Положению о Национальном парке "Алания". Руководства парка и АМС Ирафского района, понимая взаимную выгоду от создания и развития туристической инфраструктуры в районе, с момента создания парка выстраивали эту инфраструктуру в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации. Несовершенство последнего, зачастую приводило к конфликтам интересов между собственниками земельных участков. Хочется надеяться, что вступивший в действие Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" поможет преодолеть межведомственную разобщенность и станет основой сбалансированного социально-экономического развития района на ближайшую и отдаленную перспективы.
(комментарий подготовлен газетой "Златоустовский рабочий")
Андрей Иванов, директор "Златоустовский "Водоканал":
- Охранная зона водохранилища, расположенного у подножья нацпарка "Таганай" определена, ограждение стоит. В последнее время нам необходимо делать отборы проб вверх по реке Тесьма, чтобы осуществлять мониторинг качества воды, приходящей в водохранилище. Если раньше наша служба могла проехать по реке и сделать это беспрепятственно, то сегодня нам предлагают привезти готовую воду, но я не знаю, в тех ли точках ее забрали. Наш нацпарк чем-то напоминает заповедник - слишком много ограничений. Из-за них, к примеру, страдают маломобильные группы населения. Те же инвалиды-колясочники не могут посетить парк. Можно брать пример с Соединенных Штатов. Я лично посетил около пяти нацпарков. Там везде асфальтированные дорожки, организованы места стоянок, автокемпингов, есть гостиницы прямо на территории, палаточные городки с оборудованными туалетами с водой, хотя находится в лесу. Так что, считаю, есть чему поучиться.
Александр Николаев, предприниматель, ведущий деятельность на территории близ национального парка "Таганай":
- В свое время были споры с национальным парком по поводу принадлежности земель, на которых расположился наш экопарк (парк птиц, который на том фоне перестал
функционировать, впоследствии сам бизнес был перепрофилирован - Ред.). В итоге суд встал на сторону муниципалитета, решив, что земля принадлежит городу. Теперь мы работаем спокойно, постоянно сотрудничаем с нацпарком в части размещения гостей или предоставления стоянки для автомобилей.
У местного бизнеса есть желание работать в национальном парке. Предприниматели выходили с предложением, к примеру, организовать конную дорожку для прогулок на лошадях. Но идея так и осталась на бумаге. Опыт других стран показывает: бизнес ведет деятельность на территории нацпарков, и довольно успешно. Взять те же туры на квадроциклах или даже строительство домов.
Понятно, что соблюдается ряд условий, но ведь все мы работаем в рамках закона, чтим его и готовы подчиняться ему и дальше.