В Париже очередное ограничение скоростного режима - не более 30 километров в час. Здесь и прежде на половине городской территории нельзя было ездить быстрее, а теперь повсюду, хотя и остались редкие исключения, к которым, в частности, относятся знаменитые Елисейские Поля. Так что же изменилось на улицах французской столицы?
От корпункта до набережной Гренель, что на левом берегу Сены, меньше километра. Кажется, уже позади утренний "час пик", когда из южных и юго-западных окраин в город устремляются десятки тысяч автомобилей и сразу же попадают в гигантскую "рукотворную" пробку. Почему? Да потому, что по инициативе муниципалитета дорожное полотно так перекроили, что для машин остался всего один ряд, ведущий в сторону Эйфелевой башни и центра города. Остальное пространство отдано велосипедной трассе (двусторонней) и двум встречным полосам. Тем самым городской муниципалитет сразу дает понять автомобилистам: вам здесь не рады.
По сути, новое правило на этом дорожном участке ничего не изменило. Какие там 30 километров в час, обозначенные на придорожном знаке! В лучшем случае около десяти.
Примерно такая же ситуация неподалеку на набережной Монтебелло, что рядом с Нотр-Дам. Густой автомобильный поток, еле-еле вливающийся в столицу уже с востока. Причем парижских номеров, которые заканчиваются на цифру 75, там не увидишь. В основном 92, 93, 78 и иные, обозначающие, что их владельцы живут в близких и не очень предместьях Парижа.
Откровенно говоря, их понять можно. Ведь у многих другого способа добраться с периферии до места работы, кроме как на четырех колесах, просто нет. Подсчитано, что таких иногородних автострадальцев свыше 50 процентов, в то время как лишь 13 процентов парижан используют личный транспорт для этой цели. Что и понятно. Основная масса городских жителей, почти две трети, вообще "безлошадные". Они предпочитают метро с его густой сетью станций, а теперь и велосипеды, кто помоложе - электросамокаты.
Ближе к полудню обстановка на таких обычно загруженных трассах, как бульвары Сен-Жермен и Сен-Мишель в VI округе Парижа, становится более-менее нормальной, но и там из-за светофоров разогнаться до "тридцатки" на спидометре редко удается.
Надо полагать, что больше всего от нынешней меры пострадают таксисты. Дело в том, что они имеют право использовать полосы, отведенные для общественного транспорта - автобусов, где можно было ездить порезвее. На стоянке около пересечения упомянутых выше бульваров разговорился с таксистом средних лет, назвавшимся Марком. Так вот новое правило, как он считает, ударит ему по карману.
- У нас два тарифа: повременный до 31 километра в час, он дороже, чем по километражу, действующий свыше этого лимита, - объяснил Марк. - Это значит, что поездка на такси будет обходиться пассажирам дороже на треть, а то и более того, что им явно не понравится.
В итоге в проигрыше окажутся таксисты. Ведь нарушать скоростной режим они не станут: за превышение даже на пару километров грозит штраф 135 евро, а также потеря одного балла из "капитала" водителя (в нем 12 единиц - наподобие нашего талона к правам, где в прежние времена гаишники делали прокол за нарушение Правил дорожного движения).
Надо полагать, что такая перспектива - самое ближайшее будущее, когда к ныне действующим в Париже пяти автоматическим радарам фотовидеофиксации нарушений добавятся десятки новых.
Подготовил Вячеслав Прокофьев, Париж
Для российской столицы снижение разрешенной скорости в центре - тоже не утопия. Этим летом департамент транспорта собрал у горожан предложения по изменению режима на дорогах: 70 процентов высказались за снижение. Как отмечают в ведомстве, специалисты ГИБДД и ЦОДД рассмотрят предложения москвичей. И возможно, центр Москвы чем-то и вправду напомнит Париж по организации движения. Эксперты уверены: если завтра в городе начнет действовать "французский" принцип, то для водителей не поменяется ровным счетом ничего. А вот пешеходам будет безопаснее.
"Строго говоря, у нас и сейчас в центре есть улицы, где скорость ограничена 30 км/ч, - рассказал "РГ" руководитель экспертного центра "Пробок.нет" Александр Шумский. - Это небольшие улицы внутри кварталов, там не разгоняются". Если бы мы переложили схему новых лимитов Парижа на Москву, то самыми спокойными оказались бы как раз переулки, которые и должны быть тихими.
Логика такая, продолжает Александр Шумский: по транзитным улицам, например, по Тверской или по входящим в Садовое или Бульварное кольца, вы едете до нужно переулка, а далее уже тихоходом ищете парковочное место. По факту, судя по результатам последних опубликованных мониторингов ЦОДД и "Яндекс. Пробок", скорость внутри Бульварного, да и Садового колец и так едва ли превышает 30 км/ч в пиковое время.
Так-то оно так, но реальность меняется, когда мы говорим о конкретных адресах. Например, в адрес дептранса этим летом поступило обращение от жителей вроде бы тихого Малого Палашевского переулка недалеко от Пушкинской площади. На 100-150 метрах до Тверской водители умудряются разогнаться до 60 км/ч и более - это разрешено. А при этом рядом находится школа N 1234, подчеркивают авторы обращения. И дети иногда просто не могут безопасно перейти дорогу в тихом месте. Об этом же говорят и пишут в дептранс москвичи, пешие маршруты которых проходят по Маросейке, Мясницкой, Гоголевскому и Петровскому бульварам. Они просят ограничить скорость до реальных 40 км/ч. То есть с учетом российского нештрафуемого порога скорости развесить знаки "20". А все из-за того, что автолюбители часто не успевают пропустить пешеходов. Если бы в Москве вдруг завтра включили бы "парижскую" схему, то эта проблема отпала бы сама собой. Скорость весьма сильно влияет на последствия ДТП, отмечает руководитель ЦОДД Михаил Кизлык. "Скорость 80 км/ч допустима в городе, при этом вероятность смерти для пешехода на ней - 60 процентов, - считает он. - Для детей ситуация еще хуже. Если взять улицы, где разрешено ехать 80 км/ч, с нештрафуемым порогом - 100, у пешехода нет шансов выжить".
"Противники "метода 30 км/ч" часто говорят - мол, будут пробки. Но я убежден, что это не так, - говорит Александр Шумский. - Для быстрой езды - только транзитные улицы". В сентябре дептранс должен озвучить, какие предложения горожан признаны целесообразными и будут реализованы.
Подготовил Сергей Бабкин, Москва
Снижать скорость до 30 км/ч в городе - это абсурд. Напомним, что когда одному из сотрудников Госавтоинспекции СМИ приписали сообщение, что МВД якобы поддерживает такую идею, ведомство тут же опровергло это. Тогда глава Госавтоинспекции МВД России Михаил Черников заявил, что такие инициативы нацелены не на повышение безопасности на дорогах, а на взимание дополнительных штрафов. Он предложил авторам идеи самим сесть за руль и передвигаться по городу, особенно в вечернее время, со скоростью 30 км/ч для понимания абсурдности этих ограничений. Есть улицы и даже зоны, где есть смысл снизить скорость. И такие ограничения местные власти применяют. Причем они даже строже, чем в Европе. Например, в Германии есть зоны с ограничением скорости 30 км/ч. У нас есть жилые зоны, обозначенные соответствующими знаками, где скорость ограничена 20 км/ч. Но в той же Германии в городах есть дороги, по которым движение разрешено со скоростью 90 км/ч. И это логично. В Москве на некоторых внутригородских дорогах разрешено двигаться со скоростью 80 км/ч. Ограничение скорости - это последнее, что можно сделать для повышения безопасности на дороге. Большинство проблем можно решить инженерными мерами. Например, разделив потоки машин и пешеходов.
Подготовил Владимир Баршев