В Санкт-Петербурге женщину, которая стала жертвой домашнего насилия, всегда примет один из государственных кризисных центров. В городе развивается сеть подобных учреждений с квартирами-убежищами. А в следующем году появится центр и для мужчин. И представители сильного пола тоже становятся жертвами домашнего насилия.
Адреса квартир-убежищ не афишируют, вывесок нет. Причина понятна: чтобы не нашли обидчики. Впрочем, даже если мужчина и разыщет адрес и начнет ломиться в закрытую дверь, сработают системы безопасности (есть охранники, "тревожная кнопка", на окнах - решетки). Тут же вызовут и полицию.
У государственных квартир-убежищ разная площадь и планировка, они рассчитаны на различное количество мест. Общее одно: каждой женщине с детьми предоставляют по хорошо оборудованной комнате с мебелью. Есть общая гостиная, кухня, санузлы, детский уголок с игрушками. Если у мамы плохо с деньгами, предоставят продуктовые наборы, коляски и одежду (убежищам помогают благотворительные организации, вещи могут принести и жители дома).
- Попасть в убежище может любая, даже жена богатея. Муж отберет у нее имущество, заблокирует банковские карты, наймет дорогих адвокатов. И женщина останется без всего. "И ей тоже надо помочь", - говорит Элина Антонова, заведующая центром помощи женщинам Красногвардейского района.
Как показывает опыт, от насилия страдают не только в асоциальных семьях, но и в благополучных. Кстати, сотрудники отделений помощи считают: домашнее насилие - это не только побои, но и оскорбления, запугивания, угрозы, принудительные интимные отношения. И если крутой бизнесмен постоянно третирует жену, угрожая оставить без денег, выгнать на улицу и отобрать детей, - это тоже насилие. Жертвами порой становятся и спутницы высокопоставленных людей.
Директор Центра социальной помощи семье и детям Красногвардейского района Анна Щукина признается: число обращений за пандемию выросло. "Причины понятны: люди фактически оказались в замкнутом пространстве, вынужденно находясь вместе. Кто-то переболел коронавирусом всей семьей, что само по себе было непросто, в каких-то семьях резко упали доходы, а то и вовсе люди остались без работы. То есть подспудно тлеющее недовольство переросло в откровенные конфликты, и в каких-то случаях - с применением физической силы", - поясняет она.
Поэтому жертвы насилия и стремятся попасть в надежное убежище, просят защиты. Как рассказывает руководитель Центра социальной помощи семье и детям Калининского района Наталья Стрекач, любая женщина, которая окажется в экстремальной ситуации, будет устроена в укромном месте в течение дня. В зависимости от обстоятельств и наличия мест - либо в квартире-убежище на территории района, либо в другом подобном учреждении.
Такие убежища для многих становятся единственным шансом прийти в себя, начать жизнь заново. Если требуется, жертвам семейного насилиям могут предоставить временное жилье, помочь со сбором документов на предоставление квартиры по льготной очереди, помочь с работой. Важно: когда ситуация нормализуется и женщина покидает квартиру-убежище, она все равно остается в контакте с социальными службами и может в любой момент обратиться к специалистам.
- Сначала чувствовала здесь, как во сне. Казалось, что это тихое счастье снится, а я очнусь - и вернется домашний кошмар. Здесь очень внимательное, чуткое отношение. Я к такому не привыкла, - рассказывает "РГ" 32-летняя Светлана, которая живет в спасательной квартире вместе с сыном уже три месяца, скрываясь от мужа-дебошира. - Дома была не человеком вовсе, жила в постоянном страхе. И ребенок успокоился. Только спрашивает, когда у нас будет свой дом, но без папы.
А вот пример Алины, мамы троих детей, бывшей жены успешного бизнесмена. Она только недавно покинула убежище, сняла квартиру, но до сих пор обращается за советами.
- Муж контролировал всю мою жизнь, я отчитывалась за каждый шаг, за каждый телефонный разговор. Обнаружив дома пылинку, мог ударить. Это привело к мыслям о суициде, но удержали дети: подумала, кто будет о них заботиться. В приюте мне помогли психологически. Хочу посоветовать всем женщинам - жертвам домашних тиранов: не ждите, бегите.
Сейчас сеть квартир-убежищ в городе на Неве развивается. Они есть уже в восьми районах Петербурга. Задумались и об открытии в следующем году кризисного центра для мужчин. И это продиктовано самой жизнью. Ведь до трети обращений за помощью поступает от представителей сильной половины, в том числе и о домашнем насилии. В принципе, чему удивляться: грани между женщинами и мужчинами стираются...
Елена Фидрикова, заместитель председателя комитета по социальной политике Санкт-Петербурга:
- В планах города - открыть убежища в каждом районе, чтобы в случае возникшей кризисной ситуации женщина одна или с ребенком могла в любое время прийти и получить помощь специалистов, включая психологическую поддержку и сопровождение юриста. Нужно, чтобы такая помощь была приближена к месту проживания.
Государственные кризисные центры с квартирами-убежищами рассчитаны на 91 место и сейчас практически заполнены. Они входят в структуру государственных учреждений социального обслуживания населения. Отделения городского подчинения финансируются из бюджета Санкт-Петербурга, районного - из районной казны. Помогают также благотворительные организации и фонды. Чтобы попасть в квартиру-убежище, нужно обратиться в кризисную службу по общегородскому телефону доверия (812) 713-13-19.