Закон о введении режима чрезвычайной ситуации (РЧС) в экономике Киргизии депутаты парламента рассмотрели и одобрили в конце июля. По словам министра экономики и финансов Акылбека Жапарова, который представлял инициированный кабмином законопроект, РЧС необходим в первую очередь для принятия оперативных решений в условиях пандемии коронавируса. Ограничения, все еще действующие в республике и соседних с ней странах в связи с распространением коронавируса, оказывают негативное влияние на экономическое развитие КР. Однако у правительства, по словам Акылбека Жапарова, нет полномочий для быстрого реагирования на возникающие проблемы.
Согласно принятому закону, режим чрезвычайной ситуации в экономике вводится при наступлении таких случаев (одного и более), как рост потребительских цен в среднем на 3,5 процента в течение трех месяцев подряд; превышение на 20 процентных пунктов допустимого предела уровня госдолга по отношению к ВВП; сокращение (на 20 процентов) индекса физического объема отраслей, формирующих внутренний валовый продукт, внешнеторгового оборота страны и объема налоговых платежей в течение трех месяцев подряд; увеличение на 20 процентов оттока прямых иностранных инвестиций в течение двух кварталов.
Стоит отметить, что для введения РЧС в экономике КР уже есть как минимум одна причина - рост цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, продолжающийся более полугода. По данным Нацбанка, к июлю инфляция в Киргизии составила 15 процентов.
Что же произойдет, если в республике объявят режим чрезвычайной ситуации в экономике? Правительство, как сказано в законе, получит несколько новых полномочий - противники инициативы называют их "безграничной властью". Кабмин сможет самостоятельно, без согласования с парламентом, принимать решения, к примеру, по введению дополнительных обязательств и ограничений для налогоплательщиков, изменению налоговых ставок и процедур по сбору налогов.
Кроме того, правительство в течение определенного срока сможет изменять порядок формирования и исполнения доходной и расходной частей бюджета страны, условий обслуживания или погашения кредитов и иных выплат, предоставляемых государством; изменять тарифную политику; устанавливать специальные правила регулирования внутренней торговли и внешнеторговой деятельности; применять специальные финансовые меры для оздоровления конкретных отраслей экономики.
Утверждает же РЧС - по предложению кабинета министров - президент республики.
Как отметил министр экономики и финансов КР Акылбек Жапаров, в данный момент республика переживает экономические трудности. "Это увеличение безработицы, уменьшение доходов населения, рост бедности... Из-за пандемии ситуация ухудшается. В таких сложных условиях необходимы быстрые решения. Закон их обеспечит", - объяснил корреспонденту "РГ" Акылбек Жапаров.
Между тем республиканские бизнес-ассоциации после того, как закон одобрили депутаты парламента, обратились к президенту КР с просьбой наложить вето на инициативу кабмина.
- Закон позволяет в короткие сроки менять налоговые режимы, вводить новые государственные платежи и пошлины, изменять правила налогового и таможенного администрирования. В случае негативного сценария использования данных полномочий кабинетом министров могут произойти ухудшение условий ведения предпринимательской деятельности в стране, бегство капитала, уход предпринимателей в тень по причине тяжелой ситуации, созданной вторым годом глобальной пандемии, а также в целом каскадное усугубление экономического кризиса, наличие которого подразумевает или предопределяет, а может быть, и провоцирует рассматриваемый законопроект, - говорится в обращении 71-й бизнес-ассоциации, опубликованном в социальной сети.
Ранее не спешить с принятием закона депутатов парламента призвал Антикоррупционный деловой совет (АДС) при президенте КР. Документ, как отмечали в совете, противоречит указу главы государства о создании благоприятных условий в стране для развития предпринимательства.
К такому же выводу пришел и бизнес-омбудсмен КР Робин Орд-Смит. По его словам, большие вопросы вызывают обоснованность предлагаемых мер, позволяющих правительству, к примеру, вводить дополнительные обязательства для налогоплательщиков и изменять процедуры по налоговому администрированию.
Кстати
Принятый закон о режиме чрезвычайной ситуации в экономике также вносит в Кодекс о нарушениях новые статьи. Так, ведение экономической деятельности без регистрации в органах налоговой службы будет караться штрафом второй категории (три тысячи сомов для физических лиц, 13 тысяч - для юридических).
Если же вы предоставляете в аренду площади для осуществления экономической деятельности и не требуете у арендаторов страхового полиса и документов, подтверждающих регистрацию в налоговых органах, то вы, будучи физическим лицом, рискуете лишиться 17,5 тысячи сомов, будучи юридическим лицом - 55 тысяч.
Кроме того, ужесточается наказание за осуществление денежных расчетов без применения контрольно-кассовых машин (штраф увеличивается с трех до 7,5 тысячи сомов для физических и с 13 до 23 тысяч сомов - для юридических лиц).
Непробитие, невыдача контрольно-кассового чека покупателю или выдача контрольно-кассового чека с указанием суммы, менее уплаченной, "стоит" три тысяч сомов для физических лиц и 13 тысяч сомов - для юридических.
Дороже всего обойдется "необеспечение субъектом, предоставляющим в аренду площадь для осуществления экономической деятельности, и/или субъектом, предоставляющим торговые места на рынках (мини-рынках) и в торговых центрах (домах), требования о наличии контрольно-кассовых машин у арендаторов": 20 тысяч сомов - для физических лиц и миллион - для юридических лиц.