Мы наш, мы новый
Второй год подряд киргизстанские фермеры, и особенно земледельцы, сталкиваются с серьезными проблемами. В 2020 году сеять озимые пришлось в сухую землю. Затем наступила холодная, но малоснежная зима и - снова жаркое лето, в результате чего урожайность в 2021-м снизилась почти в три раза по сравнению с прошлогодними показателями.
Сегодня стоимость сельхозкультур бьет рекорды. Цена килограмма ячменя выросла более чем в три раза - с девяти сомов в 2020-м году до 30 в текущем. Примерно такие же цены и на другие злаки. Не лучшим образом обстоят дела с заготовкой сена. В прошлом году в сезон сенокоса тюк сена стоил 120 сомов, сейчас с поля его продают за 300, а перекупщики - за 400 сомов.
Ухудшилась ситуация с возвратом агрокредитов. Даже несмотря на то что правительство принимает меры для пролонгации сроков погашения займов и снижения процентной ставки. Финансовая помощь, оказываемая фермерам, в основном идет из бюджета страны, а он, как известно, не резиновый.
Все это и подтолкнуло минсельхоз обратить внимание на такую финансовую услугу, как страхование сельхозурожая.
- Еще в 2009 году в республике приняли закон об особенностях страхования в растениеводстве, но из-за отсутствия действенного механизма реализации он не работает, - пояснил глава ведомства Аскарбек Джаныбеков. - Как показало время, действующая сегодня модель государственной помощи оказалась неэффективной и нуждается в реформировании. Для построения действенной модели господдержки агрострахования необходимо создать нормативно-правовую базу, которая бы обеспечивала для всех равный доступ и равные возможности на рынке сельскохозяйственного страхования, а также расширить концепцию господдержки и изменить порядок предоставления финансовой помощи. Для этого мы и предлагаем совершенно новый нормативно-правовой акт, разработанный нашими специалистами, которые учли ошибки и международный опыт.
По словам Аскарбека Джаныбекова, в законопроекте предусмотрено введение классификации страхования в сельском хозяйстве - по видам, рискам и наступлениям страхового случая. Как сказал министр, страхованию будут подлежать в том числе риски утраты урожая сельхозкультур, посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных, продуктов аквакультуры. "Установят перечень случаев для осуществления страховых выплат", - объяснил глава ведомства.
За чей счет банкет
Между тем представленный в парламент законопроект у самих фермеров вызывает вопросы, а некоторые его нормы - тревогу и недоумение.
Земледельцы обеспокоены тем, что страхование предлагается сделать обязательным, а это нанесет ощутимый урон хозяйствам.
- Непонятно, как это вообще будет происходить, - рассказал фермер из села Ново-Покровка Иссык-Атинского района Чуйской области Иса Муратов. - Взять, к примеру, этот год. У меня половина посевов из-за отсутствия поливной воды "сгорела". Будет ли это считаться страховым случаем? Кто и как это должен устанавливать? Страховых компаний в селах практически нет. Также не совсем ясно, как быть со страховыми взносами. В каком объеме их платить, и можно ли вернуть деньги, если страховой случай не наступил в определенный период времени, как это было, к примеру, во времена СССР? Если помните, у нас была страховая компания "Камкор", которая собрала деньги и лопнула. Не повторится ли история?
В Ассоциации развития агропромышленного комплекса считают: для того, чтобы ввести в стране агрострахование, принятия одного закона недостаточно. Прежде всего необходимо проработать финансовые вопросы.
- Недавно в минсельхозе по этой теме проходила крупная конференция, и я попросил участников привести примеры, когда страховая компания оперативно, без проволочек выплачивала нужные суммы, - рассказал глава ассоциации Туратбек Укубаев. - Никто из присутствующих не смог этого сделать. Причина одна - в стране нет развитой культуры страхования. Чтобы это направление заработало, надо учесть зарубежный опыт. Например, Краснодарского края РФ. Этот регион, как вы знаете, славится не только своими садами, полями, но и капризной погодой. Там, чтобы минимизировать риски, деньги из федерального и краевого бюджетов направляются в страховые компании. Средства идут на уплату страховой премии, начисленной по договору страхования в области растениеводства и животноводства. Краснодарский край назван экспертами Национального союза агростраховщиков (НСА) одним из лидирующих в России регионов по объему рынка страхования сельского хозяйства.
Готовы с оговоркой
Страховые компании готовы оказывать подобную услугу, но просят обратить внимание на некоторые моменты.
Так, по мнению главы Киргизской ассоциации страховщиков Сабырбека Молдокулова, в предложенном законопроекте есть пункты, которые нуждаются в отдельном обсуждении, чтобы впоследствии ни у фермеров, ни у страховых компаний не возникало никаких юридических сложностей.
- Представить, что фермеры будут страховать урожай добровольно, конечно же, невозможно, - пояснил Сабырбек Молдокулов. - Именно поэтому участие в страховании государства обязательно. К сожалению, как мне кажется, власти не особо готовы к этому. Да, они разработали нормативно-правовой акт, но, если у документа не будет финансовой подпитки, он не заработает. Пример тому - закон об особенностях страхования в растениеводстве, который так и остался на бумаге.
Между тем, по словам фермеров, ознакомившихся с законопроектом, процедура страхования сельхозурожая, предложенная в документе, сложна и запутанна и не учитывает многих важных факторов.