Оцинкованный окрашенный прокат из Лысьвы известен во всей России

"ММК-Лысьвенский металлургический завод" - уникальное производство, на котором делают электролитически оцинкованный прокат с полимерным покрытием разных цветов и оттенков. То, что происходит с металлом в цехах завода, для непосвященного выглядит фантастикой. Длинная полоса черного проката постепенно превращается в красиво окрашенную, привлекательную для глаза. Цвет определяется потребительским спросом.
"ММК-Лысьвенский металлургический завод"

Производственные линии цеха представляют собой четыре агрегата нанесения защитных и полимерных покрытий. Чтобы лучше представить их масштаб, добавлю: два агрегата имеют длину немногим более тысячи метров каждый.

Приготовленные к обработке рулоны черного металла разматываются и, переходя от одного узла агрегата к другому, постепенно приобретают защиту от коррозии и цветное покрытие.

После первоначального распрямления и разглаживания полосы начинается поэтапное приготовление к окраске. Металл очищают, обезжиривают, вытравляют специальными растворами, чтобы покрытие крепче прилипло к поверхности. За время продвижения полосы от старта до финиша ее постоянно проверяют на соответствие высоким стандартам качества системы ISO 9000.

Полоса металла, заправленная в агрегат на одном конце огромного цеха, проходит длинный путь до момента, когда будет снова смотана аккуратными рулонами, только уже окрашенными. Интересно, что во время прохождения по линии концы отдельных рулонов сваривают, чтобы получилась непрерывная полоса металла. А потом, на выходе, сварные участки вырезают, чтобы избежать брака при дальнейшем использовании проката.

Конечный вид продукции - это разноцветные рулоны, красиво упакованные и отмеченные собственным штрихкодом.

В каждом ряду свой цвет: где-то глянцевый однотонный, где-то с рисунком, где-то с рельефными выпуклостями. С высоты цех готовой продукции очень похож на хорошо прибранную игровую комнату, где аккуратно сложены детали детского конструктора.

Спрос в рост

Разнообразие цветового покрытия и высокое качество продукции - главная фишка завода. У потребителя лысьвенской металлопродукции есть большой выбор вариантов: от однотонного до покрытия с точной имитацией натуральных материалов: дерева, кирпича, камня. Есть даже варианты окраски под камуфляж, что вполне может подойти для отделки военных объектов.

Благодаря такому изобилию, металлопрокат пользуется большой популярностью на потребительском рынке, причем не только отечественном, но и зарубежном. Его используют в самых разных сферах: в частном и промышленном строительстве, автомобильном производстве.

По словам начальника управления качества "ММК-ЛМЗ" Юрия Мазунина, отечественная география поставок продукции завода охватывает всю страну от Калининграда до Владивостока и Хабаровска. Год от года растут поставки в Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Кыргызстан, налаживаются поставки в Финляндию, Эстонию, Польшу и Португалию.

- Темпы производства растут, - говорит Юрий Мазунин. - В год мы производим около 270-280 тысяч тонн оцинкованного проката с полимерными покрытиями. В планах 2021 года - увеличение объема продукции еще на 20 процентов.

На предприятии рост продаж связывают не только с качеством продукции - это обязательно по умолчанию, но и с гибкостью подхода к своим клиентам. Здесь готовы работать как с крупным потребителем, заказ которого измеряется несколькими тысячами тонн, так и с более мелкими покупателями, которые приобретают прокат не часто и достаточно мелкими партиями.

Для этого на заводе предусмотрена отгрузка железнодорожным и автомобильным транспортом. Учитывая, что все агрегаты работают в круглосуточном режиме, останавливаясь только для профилактики, перебоев с поставками здесь не бывает.

Продукцию завода охотно приобретают для отделки фасадов зданий различного назначения, для изготовления сандвич-панелей и сайдинга, металлочерепицы. Фото: "ММК-Лысьвенский металлургический завод"

Разный продукт для разного потребителя

Наибольшим спросом потребителей пользуется электрооцинкованный прокат с гладким полимерным покрытием. Доля отгрузки этого вида продукции составляет 80 процентов.

Линия по его производству была запущена в декабре 1984 года. Оборудование позволяет за один проход произвести оцинкование черного металла и нанести на него лакокрасочное покрытие. То есть в отличие от других линий, в которые загружается уже оцинкованный металл, здесь можно принять в работу черный прокат, а на выходе получить полноценно окрашенный продукт, имеющий все защитные свойства и необходимый заказчику цвет.

На лысьвенское оцинкование стоит обратить отдельное внимание. На заводе эта процедура производится электролитическим способом, что позволяет точно регулировать толщину осажденного слоя цинка в большом диапазоне, создавать одностороннее или двустороннее покрытие, формировать его дифференцированную толщину. И именно эта особенность привлекает некоторых потребителей металла, в том числе из ряда предприятий автомобильной промышленности.

- Сегодня на заводе работает три агрегата элетрооцинкования, - поясняет Юрий Мазунин. - Мы производим автолист - особый прокат для автомобильной промышленности.

И сейчас этот вид оцинковки используется при изготовлении, например, кузовов новых автомобилей LADA Niva Travel. С "АвтоВАЗом" наше предприятие связывают долгие партнерские отношения, а сейчас идут переговоры о поставке нашей продукции на КамАЗ.

Самая новая производственная линия на заводе была запущена в 2016 году. С введением ее в строй предприятие значительно расширило ассортимент продукции, начав выпуск проката с декоративным полимерным покрытием, имитирующим дерево, камень, кирпич. Рисунок наносится методом офсетной печати по технологии Print. Эта продуктовая линейка получила название SteelArt, она активно завоевывает рынок в сегменте отделочных материалов.

- Агрегат смонтирован итальянской фирмой Danieli. Это мировой гигант в области металлургического машиностроения. Благодаря этому оборудованию достигается высочайшее качество печати и многоцветное объемное изображение с 3D-эффектом, - говорит Юрий Мазунин. - Линия позволяет максимально достоверно воспроизвести структуру и фактуру натуральных материалов. Материал охотно приобретают для отделки фасадов зданий различного назначения, для изготовления сэндвич-панелей и сайдинга, металлочерепицы. Его используют для строительства ворот, ограждений и внутреннего оформления вагонов метро.

Преимущество SteelArt еще и в том, что по желанию заказчика производственники могут воспроизвести практически любой рисунок и цвет конечного продукта.

Экология производства

Надо отметить, что все узлы и агрегаты производственных линий обновляются и модернизируются. Как отметил ведущий специалист группы технологического сопровождения Роман Бердиев, это постоянный и непрерывный процесс. Причем не всегда влекущий изменение технологического процесса в целом. Так, недавно на агрегатах № 3 и № 4 производственных линий заменили целое звено в уже существующем технологическом процессе.

Один из этапов - нанесение хроматирующего химического раствора, создающего на металле защитную пленку, которая позволяет получить более прочное соединение металла с краской. Раньше все это осуществлялось с использованием промышленных ванн с химическими растворами, через них проходила оцинкованная полоса металла. Теперь этот процесс происходит в закрытом пространстве специального агрегата - химкоутера.

- Плюсы такой модернизации очевидны, - говорит Роман Бердиев. - Кроме серьезной экономии расходных материалов и увеличения скорости обработки металла новый способ экологичнее. Установка химкоутеров значительно уменьшила объем промышленных отходов.

На предприятии работает молодой коллектив хорошо подготовленных профессионалов. Высшее образование имеют не только инженерно-технические работники, но и часть рабочих. По-другому сегодня нельзя. Практически на каждом производственном этапе работнику необходимо следить за функционированием сложного современного оборудования. А оно требует знаний и специальной подготовки.

Здесь регулярно организуют курсы повышения квалификации, а на головном предприятии "МКК" в Магнитогорске есть собственный учебный центр, куда время от времени ездят заводские ИТР. Желающие могут с помощью предприятия получить высшее образование и вернуться на завод специалистом уже более высокого уровня.

По словам Юрия Мазунина, под крылом крупнейшей в стране компании Лысьвенскому металлургическому теперь живется гораздо проще и надежнее. На производстве улучшились условия работы и отдыха, места с пультами управления агрегатами теперь располагаются в отдельных помещениях с кондиционерами, поддерживающими комфортный температурный режим. Ежегодно происходит повышение заработной платы, сейчас она составляет в среднем 40 тысяч рублей в месяц.

Всем сотрудникам предоставляется частичная компенсация оплаты питания, а путевки в детские лагеря и санатории частично оплачиваются компанией. Взрослые могут на тех же основаниях отдохнуть в санаториях Башкирии, Ессентуков, Челябинской области и, конечно, Пермского края. Компенсируются траты на некоторые медицинские услуги. А у тех, кто всерьез думает о карьере, есть серьезные возможности для роста.

По мнению работников завода, в этом и заключается залог успеха: постоянное обновление и модернизация - с одной стороны и бережное отношение к людям - с другой.

На правах рекламы