И хотя фестиваль проходил не в самое театральное время - открылся он в конце июня шекспировским "Сном в летнюю ночь" в постановке театра "Мастерская П. Н. Фоменко", - на всех представлениях зал Нижегородского ТЮЗа был полон.
- У вас уникальный зритель! - воскликнул известный актер Авангард Леонтьев на завершающей пресс-конференции. И тут же обратился к коллегам по сцене: - Ведь правда, никогда после спектакля зал так не молчал?
Дело в том, что спектакль "Иранская конференция", по словам постановщика - главного режиссера театра "Современник" Виктора Рыжакова, требует от зрителя не просто "смотрения", но сопереживания.
- Это попытка выговориться и сказать что-то, волнующее каждого. Он заставляет зрителя пройти сложный путь, задуматься: почему я так живу, так делаю, где начинается моя ответственность за то, что происходит в мире, -сказал режиссер.
"Иранская конференция" - пьеса сложная для постановки. Все актеры на протяжении спектакля находятся на сцене, попеременно выходя к зрителю со своими монологами. И хотя персонажи собрались обсудить одну глобальную проблему, каждый в итоге говорит о том, что мучает лично его.
В спектакле заняты актеры из разных театров. Всего 24 человека. А ролей - десять. Поэтому каждый спектакль - как премьера, потому что кто именно выйдет на сцену, порой неизвестно до последнего момента. "Мы еще далеко не все сочетания перебрали", - шутит Виктор Рыжаков.
Актриса Нелли Уварова, исполнительница одной из ролей, считает, что эксперимент удался.
- Обычно за время работы над спектаклем успеваешь привыкнуть к звучанию партнера, уловить его интонации. Здесь же каждый вносит свою ноту, расставляет собственные акценты даже внутри одной и той же роли. Например, я играю одну героиню вместе с Чулпан Хаматовой и Равшаной Курковой, но мы настолько разные, что каждая, если можно так выразиться, поет свою песню. Моя - о любви и о вере.
"Золотая маска" в Нижнем - это тоже песня о любви и вере. О любви к театру и вере в то, что он в нашем городе есть.
Заместитель министра культуры Нижегородской области Елена Лупина мечтает и на следующий год привезти сюда лучшие спектакли. Причем не в антрепризном варианте, а репертуарные, которые идут с постоянными аншлагами и билеты на них нужно покупать заблаговременно. Действительно, на ближайшее представление в Театре наций осталось 47 билетов по цене от 6400 рублей на балконе до 31 400 рублей в партере. А зал, между прочим, вмещает более пятисот зрителей. Кстати, в Нижнем Новгороде стоимость самых дорогих билетов не превышала четырех тысяч рублей.
- Для нас принимать лучший театральный фестиваль в России была большая честь и огромная ответственность, - сказала директор Нижегородского театра юного зрителя Инна Ванькина. - Весь коллектив старался, чтобы гостям было комфортно. К сожалению, технически наш театр уже старенький, но в ближайшее время мы ждем его реконструкции.
Как-то Олегу Павловичу Табакову, уроженцу Саратова, сообщили, что Саратовский театральный институт находится в плачевном состоянии, власти никак денег на ремонт найти не могут. "У них что, два театральных института есть?" - возмутился мэтр. И через некоторое время средства на ремонт нашлись.