Актуальная партитура была дополнена в программе темой моря ("Четыре морские интерлюдии" из оперы "Питер Граймс" Бенджамина Бриттена) и "этническими" мотивами Девятой симфонии "Из Нового света" Антонина Дворжака.
Между тем музыка Insect concerto поразила восхитительным звуковым миром - с прозрачным шумом от взмахов смычков (крыльев), "стрекотом" сверчков, шипением, взлетающими глиссандо, жужжанием вибрато, царапанием - всей тончайшей и мерцающей звуковой фактурой, настолько бесплотной , что казалась возможной только в электронном воспроизведении.
Сама идея партитуры - попытка создать через музыку контакт человека и насекомых, расслышать их голоса, осознать, что жизнь этих существ имеет значение. На фоне экологической катастрофы вымирание насекомых стало одной из актуальнейших проблем. Именно с жизнью кузнечиков, бабочек, пчел связано сохранение фундаментальной для выживания человека биологической цепи. Грегор Майерхофер привлекает внимание к этой теме: только в Германии, по его словам, из-за применения пестицидов количество летающих насекомых сократилось на 75 процентов, следствие - вымерло от 50 до 80 процентов птиц.
Он писал Insect concert как музыку-акцию, музыку-перфоманс, в котором изначально был задействован хор из 42 сверчков: на премьере их стрекот, усиленный микрофонами, звучал на сцене вместе с Берлинским филармоническим оркестром. Позже по гуманным соображениям он переписал партитуру на оркестровый состав, но musicAeternа на российской премьере в "Зарядье" не отказались от главной идеи перфоманса - экзистенциальной "встречи" человека с насекомыми. Часть оркестра, озвучивавшая диковинный музыкальный мир стрекоз, сверчков и муравьев, играла на сцене, другая часть оркестра - в зале, среди публики. По ходу исполнения все музыканты соединялись на сцене.
Сам Грегор Майерхофер, впервые выступавший в России, написал уже другую "экологическую" партитуру - "Концерт по переработке отходов", посвященный теме мусора, где он использует инструменты, сделанные из отходов - бутылок, крышек, металлолома. Но пока эта партитура ждет премьеры, в зале "Зарядье" он предстал в качестве дирижера. Выбранные им сочинения Бриттена и Дворжака органично встроились в его сюжет о единой живой системе планеты.
Сюита из оперы "Питер Граймс" прозвучала с особой бриттеновской интонацией - тягучей, темной, сливающей внутреннее человеческое напряжение с состоянием природы. Это напряжение взрывалось в штормовой экспрессии и так и не рассеялось ни на мгновение - даже в "лучах" флейт и арф в интерлюдии "Лунный свет". В симфонии "Из Нового света" Майерхофер с какой-то ликующей приподнятостью развернул многочисленные слои дворжаковской партитуры: ее вариации негритянского спиричуэла, индейского, богемского мелодизма, ее оркестровую объемность, отсылающую к Бетховену и даже к Вагнеру, - создав в итоге впечатляющую звуковую картину единства мира.