Александринский театр в Псковском кремле на Вечевой площади сыграл премьерную версию спектакля Валерия Фокина "Блаженная Ксения. История любви". Первый масштабный совместный проект Национального драматического театра России, объединивший не на словах, а на деле петербургскую Александринку и Псковский театр драмы, был похож на настоящее жертвоприношение искусству. Вырванный из петербургского контекста спектакль при переносе под стены Псковского Кремля в своей трагической теме самосохранения и самосовершенствования человека прозвучал здесь особенно остро: ледяной псковский ветер и проливной дождь развеивали по миру и размывали, кажется, все людские грехи на своем пути. Но только не глубину режиссерского замысла...
Две недели финальной подготовительной работы. Причастных к созданию - сто человек... Свидетелей их трудов - полдревнего города... Под открытым небом театральная молитва петербургской святой Ксении Блаженной, ночевавшей на голой земле зимой и летом, стала и мощным духовным опытом, и телесным испытанием как для актеров, так и для зрителей.
Казалось, все невзгоды Ксении Блаженной в эту гастроль выпали на долю молодой гениальной актрисы, примерившей на себя и образ, и истлевшие одежды своей героини. Грандиозная работа Анны Блиновой. На спектакле она светилась, причем буквально. На репетициях не роптала: "Этот холод... Мне кажется, это еще недостаточный холод... Потому что Ксения же сидела и зимой точно так же на холодной земле. По идее, это должно добавлять спектаклю реальных обстоятельств..."
Ей в помощь - бегущая строка по кремлевской стене. Пунктиром по каменной кладке и сырой траве. Как реальная женщина Ксения Григорьевна Петрова, после внезапной смерти мужа оставшись вдовой в двадцать шесть лет, раздала все имущество и облачилась в его одежды. Отзывалась только на его имя и говорила, что Андрей Федорович жив, а Ксения умерла. Странствовала сорок пять лет. Милостыню не принимала. Днями бродила по улицам Петербурга, помогала людям в их жизненном устройстве и спасении души, а ночи в любую погоду и любое время года проводила в поле, где в коленопреклоненной молитве находилась до рассвета, делая земные поклоны на все четыре стороны...
В спектакле Фокина, вместившем и все чудеса, связанные с ее заступничеством, его Ксения, отрекшаяся от обыденной жизни во имя любви и веры в Бога, проходит сквозь времена. Является разным людям. Возникает в тюремной очереди возле "Крестов". Сидит на Смоленском кладбище под стенами своей часовни, выдерживая натиск толпы экскурсантов и паломников, спустя столетия пришедших ей поклониться. Когда никто, кроме маленькой девочки, не видит ее мук...
Все эпизоды вокруг Ксении будто внесюжетные миражи. Сцены с безногим солдатом и греховодником отцом Паисием (Игорь Волков сразу в двух ролях), с дразнящими юродивую мальчишками, с любовницей мужа Ксении Катей (Александра Большакова), с мистическим персонажем в обличье дворянина Салтыкова (Сергей Паршин), с псевдоприпадочной Марфушей (Светлана Смирнова) становятся ступенями внутреннего восхождения героини. Как на паперти храма, не сходя со своего места ни в дождь, ни в снег, не покидает она молитвенный помост.
"Ее тщедушная фигурка только сжимается от ненастья, но лицо обращено к небу, к Богу, и она шепчет молитву, прося о том, чтобы свидеться там, за гранью жизни, с умершим без покаяния мужем, чтобы отмолить его грехи, превратившись в него самого, - говорит театровед и идеолог Александринки Александр Чепуров, приведший Валерия Фокина на могилу Ксении Блаженной и в ее часовню на Смоленском кладбище. - Со своего места она срывалась только тогда, когда глупые мальчишки дразнилками доводили ее до исступления, да тогда, когда являлся ей в грезе одетый в белое рубище Андрей Федорович. И наконец, тогда, когда элегантный господин - Смерть - являлся за ней в финале, чтобы увести с собой в небытие..."
На фоне кремлевских стен во Пскове постановка Валерия Фокина о петербургской святой приобрела особый сакральный смысл. И по силе воздействия, кажется, превзошла даже петербургский оригинал. Что можно отнести к итогам? Надо свято хранить полученный после александрийской "Блаженной" духовный опыт. И помнить о Ксении, слагая ей свой акафист..
Режиссер Валерий Фокин - о перспективах Национального драматического театра России:
- Александринский театр впервые открыл новый сезон не в родных стенах, не в Санкт-Петербурге. В новом пространстве - новый спектакль. Гастроли всегда сами по себе экзамен: другая публика, другой контекст. А выступление на открытом воздухе - это профессиональный вызов, особенно если учесть, что пространство псковского Кремля совсем не было приспособлено под театральное действо. Меняются способ подачи текста, мизансцены... Плюс надо было адаптироваться к погодным условиям - дикий ветер задувал в микрофоны, лил дождь, актерам было непросто. Но я считаю, это очень полезно для артистов, для их гибкости, для умения адаптироваться к любым условиям.
Объединение национальных театров - важный вопрос государственной политики. Во время форума в Санкт-Петербурге мы проведем конференцию национальных театров, примем устав, зарегистрируем Ассоциацию национальных театров России и будем двигаться дальше. На сегодня национальных театров в России свыше полусотни. Планируется, что большинство из них войдет в ассоциацию. Для них будет работать еще один проект - Национальная театральная школа.
Дни Александринского театра в 2022 году пройдут в Якутске, Казани и Екатеринбурге. А наша московская площадка станет Национальным театральным центром России.