Николай Викторович, сегодня много говорится о философии бережливого производства. Когда в регионе начали применять такие методики и что это уже дало?
Николай Любимов: Бережливое производство - это не просто механизм, который мы предлагаем, а то и заставляем, как учитель заставляет учить таблицу умножения, внедрять на предприятиях и в организациях. Это способ запуска эффективных путей развития. Это огромный ресурс, который пока еще полностью не задействован и который мы должны использовать, чтобы развивать регион. К сожалению, все происходит медленнее, чем нам хотелось бы. Главная задача - изменить мышление людей, убедить их в том, что это действительно нужно и выгодно им. А если выгодно им, то и региону. Мы занимаемся этой работой с 2017 года. Началось все с того, что Сергей Кириенко посоветовал обратить внимание на опыт "Росатома", который тогда как раз запускал программу пилотных бережливых школ и больниц. Мы увидели, что там, где это внедрялось, людям стало намного комфортнее. К примеру, были разделены потоки, больные не соприкасались с теми, кто просто пришел за справкой. Врачам тоже стало легче: до этого на износ работали, постоянно совмещая много различных дел. Сроки проведения медосмотра сократились: пациент уже не должен был ходить за справкой три - четыре дня, все процедуры теперь реально пройти за полдня. Сегодня люди убедились, что им это удобно, бережливая система работает на человека.
Но, конечно, методики бережливого производства в первую очередь относятся к нашим промышленным предприятиям. Многие руководители в силу своих психологических особенностей и иногда излишней самоуверенности еще считают, что они сами справятся: ну и зачем к нам придут те, кто в нашем производстве ничего не понимает? Но приходят как раз те, кто очень хорошо знаком с бережливыми принципами и понимает, на что надо посмотреть сторонним взглядом. Мероприятия нацпроекта "Производительность труда" реализуются уже на 61 предприятии. Выработка реально увеличилась где-то на 10 процентов, где-то на 74. Сократились запасы, затраты. И мы уже сегодня видим, что развитие именно этих предприятий идет более высокими темпами. Именно они сегодня стоят в авангарде рязанской промышленности. Это все философия бережливого производства, которая дает ощутимый результат.
Но хотел бы обратить внимание и на такой аспект, как необходимость постоянного самоусовершенствования. К сожалению, до сих пор многие воспринимают бережливое производство как разовое мероприятие: пришли эксперты, подсказали путь, а дальше все само пойдет. Это не совсем так, точнее, совсем не так - они сами должны и в дальнейшем, используя эти принципы, перестраивать свою работу, рационализировать и улучшать производство. Причем непрерывно. Иначе толку не будет.
Насколько мне известно, в Рязанской области не ограничились нацпроектом, участниками которого могут стать далеко не все предприятия, и запустили аналогичный региональный проект...
Николай Любимов: Действительно, нацпроекта нам оказалось мало. Мы увидели необходимость более широкого подхода к развитию промышленности в регионе. И в этом году запустили региональный проект "Производительность труда на малых и средних предприятиях Рязанской области". Мы видим, что порог входа в нацпроект высок: выручка в 450 миллионов - для многих нереальное условие. Поэтому мы решили помогать за свои средства. Это небольшие деньги, ведь команда у нас уже сформирована: комплексный институт поддержки - Агентство развития производственных систем и компетенций. Специально не стали вводить никаких жестких критериев отбора, таких как объем выручки, направление деятельности, чтобы все без исключения организации, заинтересованные в развитии, на равных имели доступ к технологиям бережливого производства. Зато теперь каждый может обратиться к экспертам агентства за помощью в повышении производительности труда. Тем более что рязанский центр компетенций прошел федеральную сертификацию. Не многие регионы могут этим похвастаться: был очень строгий отбор.
Несколько лет назад, будучи в командировке в Кадоме, столкнулись с тем, что на подъездах к городу, да и на городских улицах не горел ни один фонарь, зато центральную площадь освещали несколько мощных ламп. Электричества, которое они потребляют, хватило бы, наверное, чтобы осветить весь Кадом. Применимы ли бережливые принципы в городском хозяйстве? И опять же где в скудном муниципальном бюджете взять средства на внедрение бережливых технологий, на те же современные светильники, например?
Николай Любимов: Бережливые подходы можно применять практически везде. Два предприятия ЖКХ уже вошли в программу. Вначале, как и везде, надо выстроить процессы так, чтобы они действительно были эффективными. Надо настроить людей на поиск тех решений, которые упираются не только в деньги.
Что касается освещения: есть наши рязанские производители энергосберегающих уличных светильников, которые продаются за пределами региона и даже страны. Они готовы поставить свои изделия за свой счет на разных условиях, в том числе ради рекламы. Возможно, это будет энергосервисный контракт: компания устанавливает светильники, новые технологии позволят сэкономить электроэнергию, и эту экономию компания заберет себе. В результате выгодно всем: муниципалитет тратит на оплату уличного освещения столько же, сколько и раньше, но получает от производителя больше светильников, больше освещенных улиц и дворов.
Все дело в грамотных решениях. Надо только порядок навести, чтобы эффективно использовались имеющиеся ресурсы. Система потихоньку выстраивается. А денег на самом деле много и не нужно. Когда ты заходишь с бережливыми принципами, то ищешь разного рода решения, а не просто упираешься в бюджетные средства, которых никогда не будет хватать.
Мы можем говорить о том, что технологии бережливого производства универсальны. Такую же эффективную систему можно - и мы делаем это - выстроить и в учреждениях социальной сферы, здравоохранения, государственного и муниципального управления региона. Таких организаций в области более полутора тысяч. Важно просто грамотно подойти к вопросам логистики, к использованию ресурсов, в том числе человеческих. Достаточно посмотреть на лишние перемещения и движения персонала и на документы, с которыми приходится работать. Самое главное, чтобы во всех этих организациях люди знали и понимали, для чего именно им нужны подобные перемены. И в этом основная роль руководителя организации: доступно объяснить и вместе эффективно выстраивать процессы.
Вы сказали, что внедряете принципы бережливости и в региональных министерствах. Уже есть первые итоги?
Николай Любимов: Если говорить о министерствах, которые начали этим заниматься в 2018 году, то есть реальная экономия. Например, у нашего Министерства имущественных отношений. Они просто перевели все отношения с муниципалитетами и организациями в электронный вид. Пришлось чуть подправить наше местное законодательство. Подсчитали машины, которые развозят документы, бумагу, расходники. И все это вылилось в экономию в три миллиона рублей. И сроки сократились с 25 дней, которые уходили на все эти бумажные хождения, до трех дней. Это только один из примеров.
Николай Викторович, а готовы ли чиновники к такой перестройке?
Николай Любимов: Не могу сказать, что все готовы. Для многих это крайне мучительный процесс. Понимаю, что они, может, иначе понимают, что они должны делать. Работодатель должен объяснить, чего ждет от подчиненных, представить понятный критерий оценки деятельности. В случае с чиновниками это довольно сложно. Но с развитием технологий можно: рейтинги, количественные показатели по участию в проектах, по улучшению ситуаций, по удобству для людей, где сократились сроки, например, чтобы попасть на прием, а где человек задал вопрос на электронных площадках и получил не просто ответ, а решение. Мы за эти годы многого уже добились. Начиналось вообще туго. Но мы будем идти дальше. Рейтинговая система коснется всех.
Процессы улучшения должны получить массовый и необратимый характер. А для этого нужно избегать поверхностной работы. По-хорошему заразиться идеей, становиться лучше и стремиться к большему. Так же как и промышленные предприятия, регион ориентируется сегодня на максимальное раскрытие и использование всех тех ресурсов, которые у нас есть. Это главное условие для того, чтобы сделать качественный скачок вперед. Это тот самый пятый элемент, который нужен, чтобы высокие компетенции наших специалистов, региональное финансирование, наконец, поддержка федерального центра позволили выйти на принципиально новый уровень качества жизни в регионе. Мы стараемся развивать новые методы и подходы в реализации принципов бережливого производства, перенимать опыт и лучшие практики у наших коллег. Делаем все возможное, чтобы быть не только столицей ВДВ и родиной Сергея Есенина, но и центром распространения философии бережливого производства в стране.