15.09.2021 01:36
Поделиться

Киргизия надеется с помощью России остановить рост цен на ГСМ

Евгения Евреинова
Киргизстанцев предупредили о скором подорожании горюче-смазочных материалов. Об этом сообщили в Союзе нефтетрейдеров (СН) КР. Цены на бензин и дизельное топливо в республике растут с начала года. На данный момент у властей страны есть лишь один действенный способ их остановить - обратиться к России, которая остается единственным поставщиком ГСМ в КР, с просьбой увеличить поставки.

Беспошлинный лимит исчерпан

Грядущее повышение цен на горюче-смазочные материалы станет, пожалуй, самым ощутимым с января. По прогнозам Союза нефтетрейдеров, литр топлива как минимум подорожает сразу на 1,3 - 1,7 сома. Причина - сложившаяся система импорта топлива, которую чиновники менять почему-то не хотят.

- На протяжении пяти лет объемы, поставляемые РФ без взимания пошлины, не меняются, хотя спрос на энергоресурсы в стране постоянно растет. Это легко увидеть по количеству автотранспорта. Такая ситуация привела к тому, что в августе объем бензина, выделенного Киргизии по соглашению между правительствами от шестого июня 2016 года, был исчерпан, - пояснили в союзе.

Ежегодно республика в рамках указанного соглашения получает более миллиона тонн беспошлинных ГСМ из России. Стороны подписывают так называемый индикативный баланс, в котором указывается, сколько и какого топлива завезут в Киргизию. По данным минэнерго РФ, в 2021-м в КР должны поставить 460 беспошлинных тысяч тонн бензина, 585 - дизельного топлива и топлива для реактивных двигателей, 50 - сырой нефти. Лимит по бензину уже исчерпан, а по "дизелю" - практически полностью. "В связи с этим с сентября осуществляются поставки в республику ГСМ с таможенной пошлиной", - отметили в Союзе нефтетрейдеров. Ее ставка составляет 19,3 доллара за тонну.

Дефицит и девальвация

Стоимость горюче-смазочных материалов в Киргизии, как отмечалось выше, стабильно растет с начала года. По данным Нацстаткома КР, к середине лета стоимость бензина самой популярной в КР марки АИ-92 выросла более чем на 50 процентов. В Союзе нефтетрейдеров такую тенденцию объясняли увеличением отпускных цен у российских производителей топлива, обесцениванием национальной валюты по отношению к доллару и евро и общемировым подорожанием углеводородов.

- С начала года на топливном рынке России наблюдался дефицит бензина в связи с техническими проблемами на некоторых нефтеперерабатывающих заводах. Это привело к тому, что на Дальний Восток поставляли бензин с трех предприятий из других регионов РФ и Росрезерва, - рассказали в СН КР.

Таможенная пошлина, по мнению экспертов, прилично увеличит и без того высокую стоимость ГСМ. А это, в свою очередь, ускорит и рост цен на продукты питания, а также услуги в республике.

Тупик без выхода

Может ли правительство каким-то образом повлиять на ситуацию? Нет, хотя, как выясняется, пытается это делать. В июле, к примеру, Госагентство антимонопольного регулирования предъявило компаниям-поставщикам ГСМ следующие требования: строго соблюдать принцип добросовестной конкуренции, не допускать резкого повышения цен, иметь необходимые запасы топлива и оптимизировать свои расходы. С тех пор стоимость бензина выросла на несколько тыйынов.

По данным СН, минэнерго Киргизии обращалось к российским коллегам с просьбой пересмотреть поставляемые в республику объемы ГСМ в сторону увеличения, но получило отказ. "В РФ сослались на нехватку топлива на внутреннем рынке, а в связи с этим возможное введение запрета на экспорт горюче-смазочных материалов", - пояснили в Союзе нефтетрейдеров. В организации в свою очередь предлагают провести перераспределение еще не использованных горюче-смазочных материалов - 100 тысяч тонн нефти и дизельного топлива - и поставлять вместо них бензин. "Это позволило бы еще три месяца получать горючее без вывозной таможенной пошлины", - отметили в союзе.

Неприятнее всего то, что у Киргизии есть и собственные инструменты, с помощью которых можно снизить тотальную зависимость республики от импорта бензина и регулировать цены на рынке ГСМ. Речь идет о нефтеперерабатывающих заводах в Кара-Балте и Токмаке. Эти НПЗ могут ежегодно перерабатывать в общем 1,2 миллиона тонн нефти. Однако загружены предприятия всего лишь на 10-20 процентов от своих мощностей. Причина - нехватка сырья. В республике добывается всего от 100 до 150 тысяч тонн нефти в год. Этого количества крайне мало для полноценной работы НПЗ в Киргизии. Единственный выход из ситуации - крупные поставки извне. Россия, насколько известно, была готова завозить в КР сырую нефть, причем опять же на беспошлинной основе. Но с условием, что полученное из нее топливо будут реализовывать только на внутреннем рынке страны. С этим оказались не согласны владельцы заводов, которые хотят экспортировать полученные в результате переработки ГСМ за рубеж.

Удивительно в этой истории то, что на строительство этих заводов некогда потратили десятки миллионов долларов. НПЗ, как утверждали официальные источники, должны были обеспечить потребности киргизстанцев в бензине и дизельном топливе. Но на деле вышло совсем иначе.

Тем временем

В 2023 году заканчивается отсрочка введения в действие на территории КР технического регламента ЕАЭС о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, согласно которому в республике должно использоваться и производиться только высокоэкологичное топливо классов Евро-4 и Евро-5.