На протяжении всех блокадных дней рядом с защитниками и жителями Ленинграда находились животные, помогая защищать город.
Так, первым по Дороге жизни прошел конный санный обоз из 350 саней: в ноябре лед еще не мог выдержать веса автомобиля, а городу очень нужна была мука. К помощи лошадей прибегали каждый раз, когда передвижение на машинах было невозможным. Единственную транспортную магистраль через Ладожское озеро обслуживали 960 лошадей.
Собаки санитарной службы спасли множество жизней на фронте - только в ходе операции по прорыву блокады в январе 1943 года собачьи упряжки вывезли с поля боя более 1800 раненых. По воспоминаниям медсестер, работа требовала от животных огромной выучки и осторожности: собаки, запряженные в нарты, подползали к бойцу, маневрируя между сугробами и рытвинами, а когда санитарка грузила его на санки, с такой же осторожностью двигались обратно в медсанбат.
Огромный вклад в прорыв блокадного кольца внесли собаки 34-го инженерного отдельного батальона минно-розыскной саперной службы Ленинградского фронта. Многие животные погибли, но помогли обнаружить и обезвредить 250 тысяч мин и снарядов. А после снятия блокады Ленинграда собаки работали на разминировании объектов в пригородах - Стрельне, Петергофе, Пушкине, Павловске, обследовали кварталы Луги и Нарвы, побережья Невы и Вуоксы, Финского залива и Ладожского озера.
Большой проблемой блокадного города были крысы, которые становились угрозой даже для небольших имеющихся запасов зерна и продуктов. Единственной защитой от них стали кошки. За военные годы численность кошек в городе настолько сократилась, что по окончании войны их специально завозили в Ленинград из Ярославля, Сибири и других регионов страны.
"Не могу не вспомнить одного эпизода. Однажды, идя в школу, я увидела, что на углу Мойки и Невского собралась довольно большая толпа. Все глядели куда-то внутрь столовой, помещавшейся здесь, у кинотеатра "Баррикада". Подойдя ближе, я увидела действительно необычное, так поразившее всех - за стеклом лежала, развалясь, настоящая, живая кошка и притом с котятами! Это взволновало всех - взрослых мужчин, женщин, ребят. Люди смотрели, улыбаясь какой-то тихой внутренней улыбкой, на кошку и котят... Кошка в Ленинграде - это было поистине событием, и, если вдуматься, значительным. Значит, в город постепенно возвращалась жизнь".
(Из дневника ленинградской школьницы Зинаиды Шавровой, 1943 год).