17.09.2021 13:36
    Поделиться

    "Новая Опера" открыла 31 сезон

    Чайковский и Стравинский - первый акт из "Орлеанской девы" и "Царь Эдип" презентовали ребрендинг художественного курса "Новой Оперы", ведомой теперь новым тандемом руководителей - опытный директор Антон Гетьман и молодой главный дирижер Валентин Урюпин.
    Предоставлено "Новой оперой"

    Только на первый взгляд кажется эклектикой сопряжение двух разных миров. Чайковский, основываясь на драме Шиллера "Орлеанская дева" в переводе Василия Жуковского, создал grand opera во французском силе. А Стравинский написал лаконичную оперу-ораторию на либретто Жана Кокто по сюжету античного мифа, поведанного Софоклом. Именно концертной версией этой оперой Чайковского, так и не ставшей, несмотря на замысел, спектаклем, в 2014 на пост главного дирижера Большого театра инаугурировался Туган Сохиев, а мрачный "Царь Эдип" - идеальное напоминание того, что всякая власть и фатум неразлучны.

    Исполнение первого акта "Орлеанской девы" выглядело эскизом к большим оперным постановкам в будущем и демонстрировало явную заинтересованность театра в поиске новых солистов с яркой вокальной индивидуальностью. В оркестровом и хоровом звучании чувствовалась притягательная эмоциональная напряженность и внутренняя глубина, однако не ровность ансамбля солистов и киксы валторны возвращали в обыденную реальность. Но на титульную партию была приглашена выпускница Молодежной программы Большого театра Мария Мотолыгина, обладающая незаурядным лирико-драматическим сопрано и впечатляюще исполнившая знаменитую арию с речитативом Иоанны "Да, час настал...". И нельзя не заметить, что, если наши театры не поторопятся, то час международной карьеры молодой певицы пробьет очень скоро.

    "Царь Эдип" стал своего рода визитной карточкой для Валентина Урюпина. Хотя и тут не удалось избежать оркестрового брака и собрать ровный состав солистов (Эдип - Георгий Васильев, Иокаста - Маргарита Некрасова, Креаонт - Алексей Антонов, Тиресий - Виталий Ефанов), выбирая исключительно из штатных певцов театра. И тут главная роль оказалась у рассказчика, которую исполнил Лоран Илер - один из самых знаменитый французских танцовщиков конца ХХ века, ныне возглавляющий балетную труппу Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Он читал текст очень сдержанно и строго, а оттого еще более пронзительно и пугающе. Но дирижерская работа Валентина Урюпина потрясла своей содержательностью, сравнимой, быть может, с самыми важными философскими трудами. Без всяких внешних эффектов он, как то предполагает композитор, смешивает барочное и современное звучание и пробирает до "мурашек". Античная трагедия, сила судьбы и неизбежность смерти - времена меняются, а человеческие нравы нет.

    И первая премьера сезона 14 апреля 2022 года "Мертвый город" Корнгольда - опера с большой и интересной театральной историей, но по странному стечению обстоятельств за сто лет ни разу не поставленная в России. И этот спектакль точно должен стать важным событием. А под занавес сезона, 8 июля, будет и премьера Верди, но тоже почти неизвестная в России опера "Стиффелио".

    Прямая речь

    Антон Гетьман, директор театра "Новая Опера":

    - Хочется сделать театр новый: с новыми названиями, именами и произведениями. Хочется сделать оперу актуальной, чтобы здесь оказалось очень много молодых лиц в зрительном зале, чтобы в театр невозможно было попасть. Хочется сделать оперу не модной, как принято говорить, а именно интересной и востребованной.

    Поделиться