Это совместный проект фонда с Государственным Эрмитажем, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Третьяковской галереей. Работы из своих собраний для выставки предоставили также Русский музей, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Днепропетровский художественный музей и коллекционеры. Выставка впервые позволяет увидеть зарубежному зрителю художественные собрания легендарных московских коллекционеров Морозовых как единое целое.
Выставка долгожданная. Ее открытие было намечено на 2020 год. В Париже ее ждали после Петербурга. Но пандемия внесла свои коррективы. И вот - да, бывают странные сближения! - выставка коллекции братьев Морозовых в Париже открылась для публики 22 сентября 2021 года, то есть через сто лет после того, как Иван Абрамович Морозов умер в Карлсбаде. Разоренный, лишенный коллекции и всего состояния, но сделавший все для того, чтобы сохранить свое художественное собрание и передать его государству, умирая, он, конечно, мог надеяться, что его собрание ляжет в основу музея. По крайней мере в 1919 году в его доме на Пречистенке был открыт 2-й Музей новой западной живописи. Позже, в 1923-м, здесь был создан Государственный музей нового западного искусства, где коллекцию Морозова объединили с собранием Сергея Ивановича Щукина. В 1948-м музей был уничтожен. Но вряд ли Иван Абрамович мог вообразить, что сто лет спустя после его смерти на открытии выставки его собрания будет присутствовать президент Франции, что ее на государственном уровне поддержит не только министерство культуры, но и президент России, и что весь светский Париж будет присутствовать на вернисаже.
В залах Фонда Louis Vuitton представлено около 170 картин и скульптур русских и французских художников, среди которых Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Эдуард Мане, Анри Матисс, Клод Моне, Пабло Пикассо, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар, Огюст Роден, Поль Сезанн. Привезли в Париж даже знаменитую "Музыкальную гостиную" из бывшего особняка Ивана Морозова в Москве. Семь монументальных панно, рассказывающих "Историю Психеи", написал Морис Дени по просьбе коллекционера. Их воссоздали для выставки в Эрмитаже, и сегодня они прибыли в Париж вместе с четырьмя морозовскими скульптурами Аристида Майоля.
Хотя более известно собрание Ивана Морозова, первым собирателем в их семье был старший брат Михаил, умерший в одночасье в 33 года. После его смерти вдова передает всю его коллекцию в Третьяковскую галерею. Именно Михаил Морозов впервые привозит в Россию полотна Гогена и Ван Гога. Дягилев писал о нем как о "чрезвычайно характерной фигуре", неотделимой от Москвы: "Он был очень яркой частицей ее быта, чуть-чуть экстравагантной, стихийной, но выразительной и заметной".
Отчасти эту московскую удалую купеческую жилку демонстрирует история про покупку четырех картин Гогена.
Михаил Абрамович умудрился купить их дважды. Первый раз - на посмертной выставке художника за 500 франков. Привез в Москву, устроил званый обед, чтобы показать приобретение. А когда через два года приехал в Париж и зашел в галерею, где купил Гогена, владельцы предложили ему 30 тысяч франков за те же четыре работы. Морозов не устоял. Работы привезли из Москвы и продали галеристу. На следующий день утром Михаил Абрамович отправился, разумеется, в галерею посмотреть на "своего" Гогена. И увидел, что картины выставлены на продажу за... 50 тысяч франков. Морозов ахнул и помчался к приятелю. Отправил его выкупать картины обратно. Тот успел, слава Богу.
Морозовы собирали, кроме французов, современную им отечественную живопись. Кроме Левитана, Врубеля, Серова, Коровина в их собраниях были произведения мастеров "Мира искусства", "Голубой розы", "Бубнового валета", Гончаровой, Ларионова. Это выглядело, с одной стороны, закономерно. Кроме уроков музыки у Михаила и Ивана Морозовых были и уроки живописи. Живописи их, кстати, учил молодой Константин Коровин. С другой стороны, сам факт появления в коллекции Морозовых, которые славились интересом к западному искусству, русских художников многих поражал.
Отчасти потому, что собрание Ивана Морозова, в отличие от коллекции Щукина, не было публичным. Как писал Абрам Эфрос в очерке, посвященном Ивану Морозову: "Попадая в морозовскую коллекцию, испытывали сначала изумление, потом разочарование, затем новое любопытство (...). Во-первых, открыли как какую-то Америку, что половина морозовского собрания состоит из типически русских вещей, нынешних художников, живущих художников, выставочных художников, которых по всем российским канонам нельзя сажать за один общий стол с парижской художественной аристократией".
На нынешней выставке в Париже морозовские работы русских художников впервые будут представлены вместе с полотнами французских мастеров. В Париж, как сообщают агентства, привезли работы Михаила Врубеля, Наталии Гончаровой, Константина Коровина, Казимира Малевича, Ильи Репина, Валентина Серова и другие. Несколько удивило появление в этом ряду имени Малевича, трудно представить, что тишайший Иван Абрамович покупал работы супрематистов. С другой стороны, он был первым отечественным коллекционером, который купил картину Марка Шагала. Он оценил работы такого "непризнанца" (по выражению Абрама Эфроса), как Наталия Гончарова.
Выставка "Коллекция братьев Морозовых. Иконы современного искусства", очевидно, обречена на сопоставление с парижской же выставкой собрания Щукина. Но любопытно, что точно так же сравнивали их коллекции и подходы их современники. Абрам Эфрос назвал статью об Иване Морозове "Человек с поправкой".
"Может быть, надо сказать так: у Щукина парижские знаменитости кисти всегда появлялись как на сцене, в полном гриме и напряжении; к Морозову они приходили тише, интимнее и прозрачнее. Когда по Парижу только еще начинала свой грохот новая репутация, Щукин широким жестом набирал все что можно было и увозил в Москву, скаля зубы, когда неофит быстро в Париже превращался в мэтра, а вещи его оказывались "у Щукина в Большом Знаменском переулке".
Морозов, наоборот, разборчиво и долго выискивал в новом художнике что-то ему одному видимое, наконец выбирал и, выбирая, всегда вносил свою золотую "поправку". "Щукинский мастер с поправкой Морозова", я бы назвал это классической формулой ново-западного нашего собирательства".
Иначе говоря, коллекция Морозова воспринималась как уточнение, корректировка "карты" современного искусства, намеченной в коллекции Щукина.
Станет ли такой "поправкой" к выставке коллекции Щукина нынешний проект, представленный в Фонде Louis Vuitton? Поживем - увидим.
Первым общим проектом Фонда Louis Vuitton с Эрмитажем и ГМИИ имени А.С. Пушкина был музейный блокбастер "Шедевры нового искусства. Коллекция Сергея Щукина" (2016). Он стал ярким событием европейской художественной жизни. Выставку посетили 1,3 млн человек. Куратором проекта, как и нынешней выставки, была Анна Балдессари. Успех проекта выглядел тем более невероятным, что французам привезли французское искусство. Из России. Отнюдь не в первый раз. Но впервые на первый план тогда была выдвинута фигура коллекционера - Сергея Ивановича Щукина. Второй проект, посвященный коллекциям братьев Михаила и Ивана Морозовых, должен был открыться в Фонде Louis Vuitton в 2020 году, вскоре после выставки в Эрмитаже. Та выставка 2019 года объединила 111 произведений из коллекции Эрмитажа и 30 картин из ГМИИ имени А.С. Пушкина. Коллекция Морозовых была поделена между Эрмитажем и ГМИИ им. А.С. Пушкина после уничтожения в 1948 году Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ).