Па-де-де под вопросом
В Киргизском театре оперы и балета имени Абыдаласа Малдыбаева с новой силой разгорелся нашумевший скандал, начавшийся еще весной. Несколько месяцев назад в учреждении вспыхнул конфликт между труппой и администрацией. В марте 2021 года во время постановки "Лебединого озера" с участием звезд российского балета киргизские артисты отказались выходить на сцену. Свой поступок они объяснили тем, что не получают гонорар за участие в так называемых коммерческих спектаклях.
Ситуацию затем обсуждали на заседании парламентского комитета по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению. Чуть позже - в министерстве культуры, информации, спорта и молодежной политики КР. Однако конфликт не разрешился, и несколько дней назад часть труппы обратилась к президенту Садыру Жапарову с просьбой вмешаться.
- После инцидента артистов пригласили в министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики, где объявили о создании межведомственной комиссии, - утверждает заслуженный артист республики, лауреат международных конкурсов Марат Сыдыков. - Но, к сожалению, в ее состав вошли заинтересованные люди, и конфликт погасить не удалось. Мы сами, конечно, хотели бы решить проблему внутри театра, но руководство артистов не услышало, и они были вынуждены обращаться с письменными обращениями в разные госорганы.
Солист балета, лауреат международных конкурсов Фарух Садыркулов, в свою очередь, убежден, что киргизский балет оказался на грани исчезновения. По его словам, еще в предыдущем сезоне труппа столкнулась с колоссальным оттоком молодых и перспективных кадров. На данный момент порядка 20 артистов уже уволились. Некоторые сейчас работают за границей. В их числе солисты балета, мастера сцены, лауреаты международных конкурсов и заслуженные артисты. Фарух Садыркулов полагает, что люди вынуждены были уволиться из-за несогласия с политикой руководства.
Не нашел общего языка с администрацией и коллектив Джалал-Абадского областного киргизского драматического театра. Кто-то вышел из состава, а другие артисты и вовсе объявили забастовку. На такую крайность, как утверждают сами актеры, они пошли вынужденно.
- Сотрудники театра решили бросить работу не из-за низкой заработной платы, а из-за возникших разногласий, - пояснил заслуженный артист КР Бакыт Жумалиев. - Мы не видим поддержки со стороны нашего руководства. Кроме того, увольняют артистов, которые не нравятся. В отношении некоторых устраивались настоящие гонения. Человек, который открыто говорит о недостатках, о нарушениях законодательства, непременно подвергается увольнению. Все это убивает творческий дух.
У руководства театра на этот счет другое мнение. Руководитель учреждения Санжар Берикбаев утверждает, что все решения были приняты в соответствии с трудовым законодательством. По его словам, никаких нарушений нет.
Храмы в развалинах
Не может приступить к полноценной работе и Государственный национальный русский театр драмы имени Чингиза Айтматова. В нем до сих пор не завершился ремонт. Отчасти это объясняется тем, что последняя серьезная реконструкция здания проводилась в 1970-х годах. Большой проблемой остается и оснащение театральным оборудованием. Срочного капитального ремонта требует механика сцены. Необходима реставрация зрительных кресел, замена занавеса.
Проектно-сметная документация по капитальному ремонту театра между тем была подготовлена еще в 2019 году. Актеры надеялись, что реконструкция завершится в течение нескольких месяцев в связи с проведением перекрестного года между Россией и Киргизией, но ожидания не оправдались.
В середине августа 2021 года театр посетила замминистра культуры России. Известно, что в ходе визита вопрос о проблемах театра поднимался. Но, увы, в этом году зрителей по-прежнему ждет неуютный зал, артистов - тесные гримерки и устаревшее оборудование сцены, а фасад здания продолжает разрушаться.
Театру киргизской драмы имени Токтоболота Абдумомунова повезло немного больше, чем русскому собрату. По словам главы общественного объединения "Союз театральных деятелей КР" Жаныша Кулмамбетова, средства на ремонт выделили еще в 2010 году. Требовалось привести в порядок сцену, гримерки, зрительный зал и некоторые внутренние помещения. Большая часть средств, впрочем, направлялась на ремонт крыши. Частично работы были выполнены, но затем строительная компания-подрядчик испарилась. В 2021 году ремонт наконец был возобновлен. Артисты надеются, что реконструкция не помешает им радовать зрителей новыми театральными постановками.
Сцена в глубинке
По-разному складывается судьба региональных театров Киргизии. Тут все зависит от местных меценатов и чиновников. К примеру, Иссык-Кульский областной был отремонтирован в 2018 году. В нем обновили материально-техническую базу, привели в порядок внешний вид здания. Сейчас на сцене театра ставят спектакли как по произведениям русских, национальных и западных классиков, так и современные.
У Чуйского областного театра свои сложности. Здесь ситуацию можно назвать парадоксальной. Постановки театра известны далеко за пределами Киргизии. Труппа не раз становилась победителем международных театральных конкурсов. Однако своего здания у театра нет.
Удручающая ситуация складывается в музыкальном театре имени Калыка Акиева в Джумгальском районе. Он был открыт в 1933 году и на сегодня считается одним из первых, который заработал в регионах республики. Но сегодня здание театра пребывает в жалком состоянии. Стены потрескались, осыпается штукатурка. У администрации ответ один: на ремонт денег нет.
Капитального ремонта требует и здание Ошского национального драматического театра имени Султана Ибраимова. В последний раз средства на эти цели выделялись около двадцати лет назад. За это время обветшал фасад здания. Реконструкции требуют системы пожарной сигнализации, вентиляции зрительного зала и механическое оборудование сцены. Необходимо привести в порядок витражное остекление фасадов, артистические гримерные.
Алмаз Истамбаев, официальный представитель Киргизского театра оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева по культурным связям со странами СНГ и Европы:
- Думаю, проблемы театров помогли бы решить меценаты. Поднять об этом вопрос - веление времени. Меценатов, которые поддерживают театральные проекты в республике, увы, можно посчитать по пальцам. Среди них Ташкул Кериксизов, Эрнст Акрамов, Аскар Салымбеков. Думаю, если бы власти относились к меценатству иначе, положение театров не было бы столь плачевным. Как можно изменить ситуацию? Полагаю, с помощью поправок в закон "О меценатстве и благотворительной деятельности", который был принят еще 6 ноября 1999 года. Документ предусматривал определенные государственные гарантии людям, оказывающим поддержку культуре, но пока в полной мере его нормы так и не заработали.