24.09.2021 11:37
    Поделиться

    На "Кинотавре" выстроилась очередь за "Капитаном Волконоговым"

    Кино у нас либо доброе и светлое, либо - беспросветное. Это наглядно демонстрирует программа 32-го фестиваля "Кинотавр", который завершит свою работу в этом году 25 сентября.
    Предоставлено пресс-службой Кинотавра

    Начнем с хорошего. В предпоследний день показов на сочинский берег приехала "Манюня". Сериал с таким названием представила автор детской книги, по которой он снят, писательница Наринэ Абгарян. Формально могла представить новинку и Чулпан Хаматова - в день сочинской премьеры обнародовали громкую новость: актриса читает в сериале закадровый текст. Но поскольку Хаматова - председатель жюри основного конкурса в этом году, выходить на сцену в ином качестве для нее - не комильфо, так что присутствовала она на премьере "Манюни" незримо. Сериал, который выйдет на платформе Okko уже в конце года (это оригинальный проект сервиса), получил возрастной рейтинг 6 +. Для сравнения - в конкурсной программе "Кинотавра" фильмов, рассчитанных на детский возраст, вообще нет.

    Сериал про Манюню получился довольно неожиданным по исполнению. Период 80 годов прошлого века - когда происходит действие - стилизовали: добавили элементы анимации, яркие краски. Все - для того, чтобы происходящее было понятно современным детям. Волосы девочки - актрисы, которая играет главную роль, Кати Темновой - выкрасили в ярко рыжий, нарисовали ей веснушки. Получилась обаятельная Манюня. Почти все остальные артисты в фильме, как и другие члены съемочной группы - армянские, съемки также проходили в Армении, но все рассказанное о детстве двух подружек близко и понятно для любого места на земном шаре. После просмотра первых двух серий комедии "Манюня" умиленные отзывы написали даже самые суровые критики на нынешнем "Кинотавре".

    Одобрили самые взыскательные представители индустрии и новую картину Натальи Меркуловой и Алексея Чупова "Капитан Волконогов бежал" - единственную, которая попала в этом году из России в конкурс Венецианского кинофестиваля. И строгих критиков, и отборщиков Венеции, и даже Министерство культуры, при чьей поддержке снят фильм, можно понять и согласиться с ними. Начнем рассказ о фильме с того, что "Капитан Волконогов" также привлекает внимание своей стилизацией. Время действия - 1938 год. Про этот период у нас практически не снимают. Это во-первых. А, во- вторых, у нас никогда так в кино не стилизовали эту эпоху. Художник-постановщик фильма Сергей Февралев и художник по костюмам Надежда Васильева сделали нечто невообразимое. Дополнен этот тандем еще и превосходной операторской работой - постоянного соавтора фильмов Меркуловой и Чупова - Марта Таниэля. Кстати, "Капитан Волконогов..." может напомнить о том, что у Меркуловой была в 2015-м году очень интересная работа - короткометражный фильм "Лестница Родченко", где сыграли Рената Литвинова и Каролина Грушка. Образно говоря (и имея в виду и стилизацию "Волконогова"), Меркулова по этой лестнице поднялась...

    Фото: Анна Темерина

    Юра Борисов, как мы уже писали ранее, сыграл в шести фильмах, представленных на "Кинотавре" в этом году, но из всех этих весьма достойных ролей выделяется именно Волконогов. Также в картине снимались Никита Кукушкин, Тимофей Трибунцев, Александр Яценко, Игорь Савочкин, Максим Стоянов и другие.

    Начинается фильм с мощного удара. Изображение еще не появилось, но зрителям уже кажется, что бьют человека. На самом деле это удар по мячу. Команда крепких парней играет в волейбол в довольно странном зале - особняк переоборудован под офис - с хрустальной люстрой наверху. Согласно сюжету придуманной ретроутопии, эти крепыши - каратели, палачи, которые в застенках уничтожают людей. Система же в какой-то момент начинает уничтожать их. Капитану Волконогову (который вызывает и ассоциации с Глебом Жегловым в исполнении Владимира Высоцкого из фильма "Место встречи изменить нельзя") удается предчувствовать расправу. А далее в картине на первый план выступают библейские мотивы покаяния и взаимоотношений палача и жертвы. Чтобы очиститься от всего, что он сотворил, Волконогов совершает престранный обход. Он приходит к близким своих жертв, дабы попросить у них прощения. Реагируют люди на его признания ожидаемо: прощать никто не торопится... Да и не умеет. Но как тогда искупить грехи?

    Со времен "Покаяния" Тенгиза Абуладзе у нас не была затронута подобная тема. Но фильм "Покаяние" вышел в 1984 году, тогда же когда в нашем кинематографе и не только в нем хлынул поток материалов, переосмысливающих 37-й год и сталинскую эпоху. "Покаяние" получил - напомним - сразу три приза на Каннском кинофестивале. Однако потом, устав от темы, о ней подзабыли, и вот сейчас Чупов и Меркулова решили ее воскресить, дабы дать возможность зрителям лишний раз задуматься.

    Еще две картины, показанные в предпоследний конкурсный день "Кинотавра", - это "Герда" Натальи Кудряшовой и "Дунай" Любови Мульменко. "Герда" - кинопроизведение крайне неровное с целой гирляндой финалов. Расфокус и проблемы монтажа компенсирует исполнительница главной роли Анастасия Красовская, которой и вручили приз за Лучшую женскую роль в августе на фестивале в Локарно. Девочка - находка во всех смыслах: режиссер нашла ее, модель, в Instagram. Она и на "Кинотавре" попадает в число претендентов на награду за Лучшую главную роль. И будет интересно присмотреться к дальнейшей карьере Анастасии - а уже заявлено, что ее пригласили в третий сезон "Трудных подростков" и другие проекты.

    Героиня фильма Кудряшовой - ведет жизнь беспросветную. Учится на социологическом факультете, подрабатывает в ночном клубе, нянчит больную мать-лунатика и защищает ее от пьяного бывшего мужа, он же отец девушки. Сценами социологических опросов в простых российских квартирах лента напоминает хит фестиваля Sundance прошлого года "Никогда Редко Иногда Всегда", который, кстати, сравнивали с картиной "Леди Берд", с ней также можно сравнить и "Герду". Но в "Никогда Редко Иногда Всегда" была совсем другая история, к которой даже "Оскар" "пригляделся", а в Берлине картине вручили Гран-При...

    Режиссерский дебют Любови Мульменко "Дунай" (худрук Валерий Тодоровский) показал, что в чужие картины талантливый автор вкладывается больше, чем в свою. Два фильма с участием России, отмеченные в этом году на Каннском кинофестивале, - "Разжимая кулаки" и "Купе номер шесть" - включают в себя работу Мульменко. Но "Дунай" неординарной картиной - увы - назвать сложно. Хотя это и был один из самых ожидаемых дебютов "Кинотавра".

    Пожалуй, единственное, что резко выделяет фильм из общего ряда - у нас также практически не снимают авторское кино о Сербии и Белграде (зрительский "Отель "Белград" - не в счет). И выдающаяся актриса Надежда Лумпова - нечастый гость в кинематографе. Жаль, но в фильме "Дунай" ей практически нечего играть. Ее героиня - российская девушка, привыкшая к строгому порядку в своей жизни, приезжает в Сербию и пытается сделать выбор в пользу жизни хаотичной и веселой и ищет свою любовь. Не получается у нее ничего. То же можно сказать и о фильме в целом.

    Кстати

    Куда бежит "Капитан Волконогов"

    У фильма "Капитан Волконогов бежал" пока нет даты проката в России. Зато карта его мировых фестивалей выглядит более чем внушительно. Напомним еще раз, что начал фильм свой путь в конкурсе в Венеции. В этом году еще он будет:

    • В конкурсе Carmel International международного кинофестиваля в Хайфе, Израиль (19-28 сентября);

    • Фильм - открытия 37-го Варшавского кинофестиваля (8-17 сентября);

    • Единственный фильм из России на 57-ом международном кинофестивале в Чикаго (13-24 октября 2021);

    • В основном конкурсе Гентского международного кинофестиваля в Бельгии (12-23 октября).

    Поделиться