Именно НОЦ, созданный два года назад, является тем связующим звеном, которое призвано не только наладить коммуникацию между представителями фундаментальной и прикладной науки, государством и бизнесом, но и помочь изобретениям найти свою нишу и оказаться востребованными.
- Нижегородский НОЦ - это консорциум научных и образовательных учреждений региона с организациями реального сектора экономики. Сейчас в него входит 37 участников - в том числе, крупнейшие предприятия. Мы выделяем пять приоритетных направлений работы - это высокотехнологичная медицина и приборостроение, интеллектуальные транспортные системы, цифровые технологии, инновационные производства и материалы, а также экология и ликвидация накопленного ущерба, - рассказал директор нижегородского НОЦ Игорь Федюшкин.
По его словам, участие в НОЦ помогает разработчикам найти партнеров, инвесторов, собрать команду для реализации конкретного проекта. "К примеру, у нас есть целое подразделение аналитиков, которые могут провести нужные исследования и помочь оценить рыночные перспективы научной разработки", - пояснил он.
Успешные примеры коллаборации науки и бизнеса, реализованные при участии нижегородского НОЦ, уже есть. Своим опытом поделился заведующий сектором инновационных программ ИПФ РАН Алексей Кириллов. "Одна из наших компетенций - работа по снижению шумности определенных объектов военно-морского флота. В частности, мы научились рассчитывать акустические поля создаваемых объектов, чтобы уменьшить их еще на стадии строительства. Оказалось, что это востребовано в огромном количестве отраслей - автомобилестроении, атомной промышленности. Сейчас делаем новый проект совместно с компанией "Полет" и при поддержке Минпрома. В его реализации серьезнейшую помощь оказал Нижегородский НОЦ, чьи сотрудники провели прекрасную маркетинговую проработку и помогли составить бизнес-план для получения государственного субсидирования", - рассказал он.
Проблема в том, что какой бы востребованной и инновационной ни была та или иная разработка, довести ее до реализации автору в одиночку удастся вряд ли. Директор УК Технопарк "Анкудиновка" Тимур Радаев говорит, что процент выживаемости стартапов составляет порядка 13 процентов. И то, речь идет о тех проектах, которые вышли за стадию идеи и начали реализовываться практически.
- Востребованную разработку бывает сложно внедрить. У всех предприятий есть технологическая цепочка использования того или иного продукта - как правило, это импортный аналог. И изменить ее сложно. Даже если наши предприятия готовы сделать решение компактное, современное, энергоемкое. Важно не просто продать продукт: нужен сервис, обслуживание, внедрение, обоснование. Зачастую мы упираемся именно в эти вопросы и задачи, - считает заместитель генерального директора Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Денис Замотин, - Не стоит забывать и о дефиците кадров, рабочих и инженерных. Решение ее лежит в более активной позиции предприятий по подбору персонала и автоматизации производства.
Еще одну проблему - на этот раз, в сфере коммуникации - затронул генеральный директор ООО "АФС 52" Александр Панкратов.
- Ученые зачастую уверены в том, что результатом их работы должен быть отчет. А бизнесу нужно, чтобы дойти в сотрудничестве с учеными до конкретного результата, который может приносить какие-то деньги. Очень сложно выстроить коммуникацию. Те, кто занимается фундаментальной наукой, мыслят глобально. А нам нужно, чтобы это было и технологично, чтобы это можно было реализовать. Поэтому одна из задач, которую выполняет НОЦ - наладить эту коммуникацию, - пояснил он.
Наука и бизнес нуждаются друг в друге. Но существовавшая в советское время цепочка между учеными и производителями разрушилась. Поэтому последние несколько лет и та и другая сторона пытается выстроить новый мостик друг к другу. "НОЦ был создан именно для этого. Правильно понять, где какие барьеры существуют - это уже достижение. Тогда мы сможем успешно найти решения проблем и наладить сотрудничество, чтобы получить результат, который нужен и науке, и бизнесу", - уверен Игорь Федюшкин.