В нижегородском НОЦ рассказали, как воплотить в жизнь научные проекты

Как наладить взаимодействие ученых и предпринимателей, как реализовать инновационные проекты и повысить эффективность внедрения научных разработок отечественными предприятиями? На эти и другие вопросы постарались ответить участники круглого стола, организованного АНО "Научно-образовательный центр Нижегородской области" (НОЦ).
Юрий Правдин/Нижегородский НОЦ

Именно НОЦ, созданный два года назад, является тем связующим звеном, которое призвано не только наладить коммуникацию между представителями фундаментальной и прикладной науки, государством и бизнесом, но и помочь изобретениям найти свою нишу и оказаться востребованными.

- Нижегородский НОЦ - это консорциум научных и образовательных учреждений региона с организациями реального сектора экономики. Сейчас в него входит 37 участников - в том числе, крупнейшие предприятия. Мы выделяем пять приоритетных направлений работы - это высокотехнологичная медицина и приборостроение, интеллектуальные транспортные системы, цифровые технологии, инновационные производства и материалы, а также экология и ликвидация накопленного ущерба, - рассказал директор нижегородского НОЦ Игорь Федюшкин.

Фото: Нижегородский НОЦ

По его словам, участие в НОЦ помогает разработчикам найти партнеров, инвесторов, собрать команду для реализации конкретного проекта. "К примеру, у нас есть целое подразделение аналитиков, которые могут провести нужные исследования и помочь оценить рыночные перспективы научной разработки", - пояснил он.

Успешные примеры коллаборации науки и бизнеса, реализованные при участии нижегородского НОЦ, уже есть. Своим опытом поделился заведующий сектором инновационных программ ИПФ РАН Алексей Кириллов. "Одна из наших компетенций - работа по снижению шумности определенных объектов военно-морского флота. В частности, мы научились рассчитывать акустические поля создаваемых объектов, чтобы уменьшить их еще на стадии строительства. Оказалось, что это востребовано в огромном количестве отраслей - автомобилестроении, атомной промышленности. Сейчас делаем новый проект совместно с компанией "Полет" и при поддержке Минпрома. В его реализации серьезнейшую помощь оказал Нижегородский НОЦ, чьи сотрудники провели прекрасную маркетинговую проработку и помогли составить бизнес-план для получения государственного субсидирования", - рассказал он.

Применение программно-аппаратного комплекса напряженного состояния рельсовых плетей методом акустической тензометрии позволит повысить безопасность движения поездов ОАО «РЖД». К реализации проекта создания такого комплекса приступили летом 2021 года ученые и инженеры ИПФ РАН и НПП «Полет» при содействии Нижегородского НОЦ Фото: Нижегородский НОЦ

Проблема в том, что какой бы востребованной и инновационной ни была та или иная разработка, довести ее до реализации автору в одиночку удастся вряд ли. Директор УК Технопарк "Анкудиновка" Тимур Радаев говорит, что процент выживаемости стартапов составляет порядка 13 процентов. И то, речь идет о тех проектах, которые вышли за стадию идеи и начали реализовываться практически.

- Востребованную разработку бывает сложно внедрить. У всех предприятий есть технологическая цепочка использования того или иного продукта - как правило, это импортный аналог. И изменить ее сложно. Даже если наши предприятия готовы сделать решение компактное, современное, энергоемкое. Важно не просто продать продукт: нужен сервис, обслуживание, внедрение, обоснование. Зачастую мы упираемся именно в эти вопросы и задачи, - считает заместитель генерального директора Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Денис Замотин, - Не стоит забывать и о дефиците кадров, рабочих и инженерных. Решение ее лежит в более активной позиции предприятий по подбору персонала и автоматизации производства.

Еще одну проблему - на этот раз, в сфере коммуникации - затронул генеральный директор ООО "АФС 52" Александр Панкратов.

- Ученые зачастую уверены в том, что результатом их работы должен быть отчет. А бизнесу нужно, чтобы дойти в сотрудничестве с учеными до конкретного результата, который может приносить какие-то деньги. Очень сложно выстроить коммуникацию. Те, кто занимается фундаментальной наукой, мыслят глобально. А нам нужно, чтобы это было и технологично, чтобы это можно было реализовать. Поэтому одна из задач, которую выполняет НОЦ - наладить эту коммуникацию, - пояснил он.

Наука и бизнес нуждаются друг в друге. Но существовавшая в советское время цепочка между учеными и производителями разрушилась. Поэтому последние несколько лет и та и другая сторона пытается выстроить новый мостик друг к другу. "НОЦ был создан именно для этого. Правильно понять, где какие барьеры существуют - это уже достижение. Тогда мы сможем успешно найти решения проблем и наладить сотрудничество, чтобы получить результат, который нужен и науке, и бизнесу", - уверен Игорь Федюшкин.