Насир Султани всегда мечтал, чтобы его дети - три дочери и сын - получили хорошее образование. На родине в Афганистане это сделать было сложно. Особенно дочерям. Три года назад семье удалось перебраться из Кабула в Бишкек. Из-за языкового барьера дети какое- то время посещать школу в Киргизии не могли, но родители записали их на языковые курсы.
- Семья Султани живет в нашем доме уже давно, - рассказала домком Татьяна Дрыгина. - Вежливые, охотно помогают во дворе. Дети приветливые. В конце августа ко мне подошел Насир и спросил, как ему устроить детей в школу. Я сначала растерялась, ведь мне не приходилось этим заниматься уже много лет. Мои-то дети давно выросли, кроме того, во времена СССР с этим было проще, чем сейчас. Мы пошли с ним в ближайшую школу-гимназию N 20, но детей не приняли. Что делать дальше, не знали. Поскольку "Российская газета" часто освещает проблемы образования, решили обратиться за помощью к журналистам.
Первым на просьбу "РГ" откликнулся министр образования Болотбек Купешев. Он взял вопрос устройства афганских детей в школу под личный контроль. Подключилось управление образования мэрии столицы в лице заместителя начальника Жанары Иманаиевой и заведующей городской психолого-медико-педагогической комиссии Зои Коненко.
Для афганских детей провели специальное тестирование, в ходе которого определили их уровень знаний. После специалисты долго не могли прийти к единому мнению. Отставание детей от школьной программы оказалось значительным, а посадить подростков в начальную школу не представлялось возможным.
По словам Татьяны Дрыгиной, после тестирования дети шли домой, чуть не плача. "Бабушка, нас в школу не взяли", - грустно сказали они. Но через несколько часов раздался звонок директора школы-гимназии N 39 Айшабюбю Садыковой. "Дети приняты, - сообщила она. - Утром им надо прийти в школу, имея при себе все необходимые принадлежности".
- Я впервые сталкиваюсь с такой ситуацией и была немного растеряна, - призналась корреспонденту "РГ" директор школы-гимназии N 39 Айшабюбю Садыкова. - Пообщавшись с детьми, я увидела, насколько они тянутся к знаниям и хотят учиться. Но в Афганистане совсем иной стиль преподавания в школах. Многие предметы, которые есть у нас, там не изучаются. Кроме того, они жили в стране, где совсем другой менталитет, традиции, и видели много такого, что не каждый взрослый сможет выдержать. Однако на педагогическом совете мы все же приняли решение взять ребят к нам. Понимая, насколько им будет трудно войти в непривычный для них социум, я попросила классных руководителей поговорить с другими учениками и объяснить ситуацию. Должна сказать, что наши школьники с пониманием отнеслись к новеньким. Надеюсь, что совместными усилиями мы добьемся успеха.