Самарский театр представил премьеру оперы "Игроки"

В рамках международного фестиваля "Шостакович XX век" Самарский театр оперы и балета представил премьеру оперы "Игроки".
Пресс-служба Самарского театра оперы и балета

Два гения из разных эпох - Гоголь и Шостакович - сошлись на одной сцене, чтобы ярко и выпукло представить мир людской. А мне все виделся еще и Гегель с его метким - "История повторяется дважды - один раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса". На самом деле - гораздо больше, оттого "Игроки" от первой ноты до последнего слова звучали очень актуально - мелочность, стукачество и мошенничество, притаившееся за красивыми словами о дружбе и патриотизме.

В спектакле, созданном режиссером Юрием Александровым (впервые опера была поставлена в Санкт-Петербурге в 1990 году. - Прим. ред.), развитие собственно "гоголевской темы" и музыки Шостаковича соединено с письмами Дмитрия Дмитриевича к своему другу либреттисту Исааку Гликману. Их читает лауреат "Золотой маски" самарский актер Владимир Гальченко.

Со сцены под хроникальные кадры звучит и голос самого маэстро. Такое переплетение драматических планов, трагических и комических образов создает многосмысловой образ эпохи. Та постановка "Игроков" получила премию "Золотая маска" и легла в основу нового самарского спектакля. Но для самарцев спектакль открывает особые смыслы, ведь именно здесь, в Куйбышеве, находясь в эвакуации, Шостакович работал над этим сочинением.

- Главный герой оперы - конечно, музыка, которую Дмитрий Дмитриевич писал в страшных 1941-1943 годах, когда его близкие оставались в блокадном Ленинграде и он, конечно, за них переживал. Да, здесь же он писал и "Ленинградскую" симфонию, которая тоже приближала победу в художественном смысле. И балет на эту музыку также поставлен в нашем театре, - рассказывает художественный руководитель Самарского театра оперы и балета и дирижер-постановщик спектакля Евгений Хохлов. - Но в Куйбышеве Шостакович написал и такое необычное произведение, как опера "Игроки", вторично обращаясь к творчеству Гоголя, первым был "Нос". Что его заставило прекратить работу над сочинением, почему кроме самых близких про него долгое время никто не знал? Это открытые вопросы.

- У меня уже есть опыт работы с Шостаковичем. Он выразитель своей эпохи: все боялись за свою жизнь, жизнь родных и близких. Главное в его музыке, как и в сочинениях Гоголя, - это гротеск, - поделился с корреспондентом "РГ" занятый в постановке ведущий солист театра заслуженный артист России Андрей Антонов. - Мне довелось в начале 2000-х петь в концертном исполнении оперы "Игроки" в Амстердаме, и я был поражен, как, затаив дыхание, публика слушала эту музыку. Она понятна всем без перевода, поэтому Шостаковича так часто исполняют во всем мире.

Справка "РГ"

Впервые фестиваль Шостаковича был посвящен не одному композитору, а целой музыкальной эпохе XX века. За две недели зрители увидели и услышали 22 концерта, включая оперные и балетные представления, 18 кинопоказов, 12 публичных лекций и восемь паблик-токов.