Спасибо жюри фестиваля во главе с режиссером Евгением Дробышевым, что из более полусотни заявок (Санкт-Петербург, Уфа, Казань, Екатеринбург, Хвалынск, Воронеж, Ижевск, Самара) отобрали лишь 15, но столь достойных спектаклей, что не только зрители, но и профессиональные творцы то и дело брались за карандаш, подмечая неожиданные ходы и смелые идеи.
Актеры-инвалиды, в силу объективных обстоятельств уже натерпевшиеся по жизни и вдруг поняв, что могут создать для себя не снисходительную, предлагаемую социумом, а удобную им реальность, кинулись в сценические эксперименты. И если на первом фестивале эксперты признавали, что инклюзивные театры ищут свой язык, то здесь констатировали: "Нашли", и у каждого он оказался свой: пластика и музыка, куклы и тени, вербатим и гротеск. Они вынуждены искать свои средства, ибо порог есть у любого, даже здорового, актера, а вот талант, если такой есть, - безграничен, нужно просто подобрать язык.
Например, самарский театр "Витражи" давно работает с инвалидами, но на фестивале представил полностью инклюзивный проект, спектакль про войну. Вот бы где просто выжать из публики слезу, ведь беда на беде - после гибели родителей ребята (актеры с инвалидностью) попадают в детдом, с которым переживают бомбежку за бомбежкой... Но спектакль вышел светлый: утерев слезы, малыши делают птиц из того что под рукой, а под рукой - почти пустота.
Работа для взрослых уфимского театра "Без маски", представившего одноименный спектакль, поражает смелостью и глубиной. На сцене - артисты-дауны, они не говорят ни слова. Только закадровый текст, который можно убрать, поскольку их пластика и мимика уже раскрывают тему. А тема ни много ни мало - попытка сохранить свою уникальность в мире равнодушных масок, ведь человеку с детства навязывают маски (те, что еще похуже ковидных).
На сцене все в черном и все в масках, и они кричат последнему без нее: "Надень маску, надень маску!". А он не соглашается и уходит. Но его мощнейшая энергия наполняет зал несмотря на то, что он стоит к нему спиной. Вот так просто через позвоночник подзаряжает. Не подчинившись стае, он уходит, и вовсе не для того, чтобы погибнуть в одиночестве. Человек без маски встречает Свою женщину и строит с ней Свой дом, и растит Свои цветы...
Вот такие открытия прошедшего парафестиваля, а разочарований так почти и не было. Разве что дождь, который сопровождал театральный корабль по Волге на пути в Ширяево. Но река и уютный музей художника Ильи Репина, ставший для гостей импровизированной сценой, скрасили и этот изъян. К тому же все участники получили крупные денежные призы на новые постановки от губернатора Самарской области Дмитрия Азарова.
- Очень рад тому, что замечательная идея, которая возникла на самарской земле, сегодня объединяет талантливых людей, влюбленных в театр, людей, для которых весь мир открыт, - отметил глава региона. - Хочу поблагодарить министра культуры России Ольгу Любимову, что наш проект был поддержан грантом Российского фонда культуры в рамках федерального проекта "Творческие люди". Уверен, что этот фестиваль достоин поддержки Фонда Президентских грантов. Заявку оформляем на будущий год вместе.
Наталья Носова, худрук фестиваля "Театр - территория равных возможностей":
- За год фестиваль значительно вырос, и не столько числом, сколько качеством представленных работ. Инклюзия в театре достаточно распространена, и все больше профессиональных коллективов к ней обращаются. Но когда речь идет не об эмоциональном эпизоде спектакля, а о целом проекте с участием особых актеров, о поиске для них адекватных форм самовыражения и раскрытия темы, мы видим работы высокого уровня. А приход в самодеятельные театры профессиональных режиссеров поднимает в некоторых случаях их уровень даже до мастерства, чем обогащает весь театральный процесс такими спектаклями, на которые у профессионалов не всегда хватит духу. Нам есть чему друг у друга учиться.