Новая экспозиция - не временная выставка, она будет работать 10-15 лет, подчеркивают сотрудники музея. Через площадку от нее находится мемориальная квартира Достоевского, где писатель провел последние два года три месяца и 24 дня своей жизни. Там почти ничего не меняется - разве что изредка появляются новые экспонаты. А вот вторая часть музея, посвященная жизни и творчеству классика, за 50 лет полностью обновилась в четвертый раз.
Экспозиция занимает два зала: первый посвящен периоду от рождения до переломного для Достоевского 1864 года, а второй - романам "великого пятикнижия" и публицистике. Пространство получилось очень современным - с интерактивными экранами и аудиоточками, насыщенным по содержанию и петербургским по оформлению. Город XIX века смотрит со стен, гравюр и литографий. Можно сравнить его с сегодняшним и убедиться, например, что конные группы Клодта на Аничковом мосту в те времена были совсем другими - парными. Между этими одинаковыми фигурами пролегал путь господина Голядкина из повести "Двойник", и Петербург словно аккомпанировал замыслу автора.
Кстати, на новой выставке можно "пройтись" маршрутами его героев, "посетить" дома, в которых бывали они и сам прозаик. Поможет в этом интерактивная карта "Петербург Достоевского".
- Федор Михайлович - самый петербургский писатель в русской литературе, - отмечает крупнейший достоевсковед, куратор выставки, заместитель директора музея по научной работе Борис Тихомиров. - В название экспозиции вынесено выражение "pro et contra" - "за и против" - это формула Достоевского. Она выражает его внутренние противоречия, которые нашли отражение в творчестве писателя, прошедшего путь от революционных идей до христианских ценностей. Недаром споры о Достоевском не утихают уже более полутора веков. Кстати, спорили между собой и мы, создатели этой экспозиции.
Авторами концепции и контента выставки стали Наталья Ашимбаева и Борис Тихомиров. Художественный проект создал Аркадий Опочанский, "бэкграунд" - фон для многих разделов - художник Михаил Бычков.
В линейном повествовании выставки все взаимосвязано и продумано до мельчайших деталей. Выделены узловые части: детство, инженерное училище в Петербурге, "громкое" вхождение в литературу, кружок петрашевцев, арест, казнь, каторга, женитьба, возвращение... Представлено много экспонатов из коллекции музея - фотографии, документы, раритетные книги и журналы, графические работы и предметы быта. Но немало и так называемого копийного материала из других музеев, библиотек и архивов. Причем в экспозиции копия порой выигрывает в сравнении с оригиналом.
- Например, портрет прадеда писателя Михаила Федоровича Котельницкого в подлиннике - совсем крошечная миниатюра, на которой сложно что-то рассмотреть. Более крупная копия позволяет вглядеться в его черты, а сделать это стоит: убежден, что гениальность Достоевскому передалась именно по линии прадеда. Он был образованным человеком, окончил Греко-славяно-латинскую академию, служил корректором в синодальной типографии, - рассказывает Борис Тихомиров.
У целого ряда архивных документов он с гордостью отмечает: "Этого не видел еще никто и никогда!" Вот клятвенное обещание, подписанное Достоевским и его товарищами по Инженерному училищу. Список петрашевцев, в котором комендант Петропавловской крепости отмечал прибывших и указывал номера камер. Титульный лист загранпаспорта Достоевского: хотели показать весь документ с отметками на погранстанциях, но он занял бы слишком много места...
Самые большие разделы посвящены главным книгам писателя - "Преступлению и наказанию", "Идиоту", "Бесам", "Подростку", "Братьям Карамазовым". Помимо уже известного материала, музей предлагает посетителям настоящие открытия.
- Совершенно уникальный экспонат - знаменитый "Катехизис революционера" Сергея Нечаева, прототипа Петруши Верховенского в "Бесах", - показывает исследователь маленькую книжицу. - Его отпечатали в Женеве и нелегально привезли в Россию. Книжку нашли при обыске в диване у одного из революционеров. Она написана на шифре, который изобрел сам Нечаев. Ключ к нему мы также экспонируем. Если его применить, можно узнать, каким должно было быть отношение революционера к самому себе, власть имущим, народу и так далее. Знакомство Достоевского с этим документом стало очень важным моментом в работе над "Бесами". Оригинал сгорел в 1917 году, мы восстановили книжку по фотографиям.
В музейной экспозиции также впервые представлена публицистика Достоевского. Завершают выставку очень важные слова о пшеничном зерне, которое, если не умрет, останется одно, а если умрет - принесет много плода, из Евангелия от Иоанна - это эпиграф к роману "Братья Карамазовы" и эпитафия на могиле писателя.