Новые финансовые инструменты поддержки регионов - инфраструктурный бюджетный кредит и инфраструктурные облигации - были введены весной нынешнего года после предложения президента Владимира Путина поддержать инициативы территорий, прозвучавшего в апрельском послании Федеральному собранию. В ближайшие два года регионы получат порядка 500 миллиардов рублей через бюджетные кредиты. Они будут выдаваться на срок не менее 15 лет по ставке не выше трех процентов. Кроме того, в течение четырех лет будет привлечено 150 миллиардов рублей за счет облигаций. Такая помощь, по оценке экспертов, наиболее "дешевый" вариант реализации долгосрочных проектов развития территорий, на которые собственных средств в бюджетах регионов всегда не хватает, а коммерческие займы "кусаются" процентами.
Новую меру поддержки на местах встретили с энтузиазмом: на середину сентября в правительственную комиссию подали заявки 60 субъектов РФ на общую сумму более 767 миллиардов рублей, явно превышающую установленный лимит. Поэтому вопрос выделения займов рассматривается тщательно, на конкурсной основе. Руководителю субъекта нужно доказать, что проект необходим для развития территории, экономически состоятелен и окупится в ближайшие годы, а не увеличит долговую нагрузку на региональный бюджет.
- Доказательство эффективности - важный фактор, - считает руководитель группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. - Многие строят "планов громадье", и забывают, что любой лимит предусматривает ограничения.
Среди уральских регионов наиболее высоко оценена заявка Челябинской области. Еще в середине июля эксперты прогнозировали, что южноуральцы, как и соседи-свердловчане, получат чуть более десятка миллиардов рублей. Но губернатор Алексей Текслер сумел доказать, что Челябинску нужна новая транспортная инфраструктура, которая придаст импульс развитию областного центра и всей агломерации. В итоге сумма кредита превысила прогнозируемую в семь раз. Львиную долю - более 50 миллиардов - предполагается пустить на реализацию проекта метротрама, включая изыскательские и строительно-монтажные работы, а также закупку специальных вагонов.
- Можно сказать, мы с Алексеем Леонидовичем были соавторами решения с метротрамваем, когда спустились под землю и приняли его. Хорошо, что Челябинская область отработала этот вопрос, - отметил заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин.
Кредитно-бюджетную поддержку получили и пять проектов Свердловской области. На этот раз с объемом финансирования эксперты не ошиблись, но и мегастроек регион не предложил. Проекты направлены на развитие транспортной и социальной инфраструктуры новых микрорайонов Екатеринбурга: строительство трамвайной ветки, лицея на 1200 мест, взрослой поликлиники. Также федеральная поддержка позволит городу начать подготовку территории для нового микрорайона ВИЗ-Правобережный. Эти живописные места на берегу пруда когда-то были зарезервированы под возведение "умного города будущего" - площадки всемирной выставки. С ЭКСПО не получилось, а идея застройки осталась.
В Тюменской области не планируют останавливаться на уже одобренном правительством инфраструктурном займе в 6,5 миллиарда рублей. Льготный кредит хотят потратить на строительство четырех объектов, в основном в дорожно-транспортной сфере. Но планов у сибиряков явно больше, и правительство региона намерено подать дополнительную заявку еще на 7,7 миллиарда. Эти средства планируется вложить в развитие инфраструктуры индустриальных парков.
В Югре палитра использования одобренного займа более разнообразна. Деньги пустят как на реализацию образовательных и спортивных проектов (к примеру, строительство дворца боевых искусств в Сургуте), так и на промышленные площадки, очистные сооружения. По словам губернатора Натальи Комаровой, помимо бюджетных вложений, инфраструктурные изменения привлекут более 48 миллиардов рублей частных инвестиций, будет создано почти 2,5 тысячи рабочих мест.
Одобрена и заявка Курганской области на получение инфраструктурного кредита на 1,7 миллиарда рублей. Деньги направят на развитие транспортной и инженерной инфраструктуры в районе Заозерном с перспективой ввода 340 тысяч квадратных метров жилья, строительства дорог и ливневой канализации. Отмечается, что в рамках реализации проекта будет создано 1,8 тысячи рабочих мест.
А вот правительство Ямало-Ненецкого автономного округа в конце августа подало заявку на получение инфраструктурного кредита для строительства Северного широтного хода, в частности моста через Обь. Запрашиваемая сумма велика - 50 миллиардов рублей. Видимо, поэтому решение пока не принято.
Михаил Мишустин, председатель правительства РФ:
- Рассчитываем, что использование инфраструктурных кредитов позволит развить производство, повысить инвестиционную привлекательность регионов, поддержать бизнес и в итоге повысить качество жизни населения. Направления развития самые разные, и здесь не нужно бояться ставить амбициозные цели.