29.09.2021 15:48
    Поделиться

    Повышение налогов отразится на инвестпроектах уральских металлургов

    Минфин РФ внес в правительство поправки в Налоговый кодекс, подразумевающие повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для производителей коксующегося угля и железной руды, а также дифференциацию налога на прибыль. Законопроект вызвал довольно быструю реакцию бизнеса - состоялось уже несколько встреч главы федерального ведомства Антона Силуанова с правлением РСПП и главами крупных металлургических холдингов.
    Татьяна Андреева/РГ

    Напомним, что изначально предлагалось привязать расчет НДПИ к объему добычи и котировкам сырья на мировых биржах. Базовая ставка для угольщиков составила бы 1,5 процента, для производителей руды - 5,5. Также минфин собирался ввести акциз на жидкую сталь, используемую для изготовления слябов и других заготовок, в размере трех процентов, если экспортная цена на полупродукты поднимется выше 300 долларов за тонну.

    - Действующий порядок налогообложения основан на себестоимости сырья и не учитывает конъюнктуру мировых цен. Что мы наблюдаем в текущем году? Рентные доходы компаний резко увеличиваются, при этом государство, не получая дополнительных доходов, еще и несет траты при госзакупках. В мировой практике уровень изъятия природной ренты при добыче твердых полезных ископаемых составляет около 3-5 процентов от выручки. В России даже с учетом прошлогодних изменений он находится в пределах 1-2 процентов, - пояснил Силуанов.

    Что касается налога на прибыль, то его предлагается увеличить для тех, кто выплачивает много дивидендов в ущерб инвестициям. За основу возьмут разницу между совокупными выплатами акционерам за последние пять лет и капвложениями за вычетом амортизации. Поделив все это на величину чистых активов на начало периода, налоговая служба получит расчетный коэффициент. Если он меньше единицы, то ставка останется прежней - 20 процентов. При коэффициенте 1-2 она поднимется до 25, больше двух - до 30 процентов.

    Напомним: резкий подъем стоимости металлов и продукции из них начался в четвертом квартале 2020 года, это рикошетом ударило по себестоимости строительства и продукции машиностроения. В результате с 1 августа 2021 года правительство РФ ввело экспортные пошлины на металлы, которые будут действовать до 31 декабря ("Охлаждение металла", "Экономика Уральского округа" от 29.07.2021). Повышение НДПИ и привязка его к биржевым котировкам - новая мера сдерживания цен на внутреннем рынке.

    В мировой практике уровень изъятия природной ренты при добыче твердых полезных ископаемых составляет около 3-5 процентов от выручки. В России он находится в пределах 1-2 процентов

    Один из аргументов правительства и ФНС - фискальная нагрузка на горно-металлургическую отрасль гораздо ниже, чем в том же ТЭК. В частности, доля НДПИ и таможенной пошлины в выручке ГОКов не превышает восьми процентов, тогда как в нефтегазодобыче она колеблется от 40 до 60. Дивиденды российских компаний тоже почти в два раза больше, чем западных.

    20 сентября ассоциация "Русская Сталь", в которую, в частности, входят компании, имеющие заводы на Урале, выступила с открытым заявлением по поводу инициативы Минфина РФ. По мнению металлургов, она несет в себе значительные риски для российской экономики. Так, использование показателей за пять лет (дивиденды, инвестиции, амортизация) для расчета ставки НДПИ нарушает основополагающий принцип: закон обратной силы не имеет. Кроме того, ухудшение положения налогоплательщиков приведет к снижению инвестиций: проекты, которые выглядят привлекательно сейчас, не пройдут отбор из-за роста фискального бремени. Также "предлагаемое решение не определяет порядок его применения к холдингам. Нет ясности, как будет производиться учет уплаты дивидендов и вложений, сделанных отдельными юрлицами, что может ограничить переток инвестиций внутри группы и снизить их эффективность", отмечается в заявлении "Русской стали".

    - В Гражданском кодексе РФ не предусмотрена такая форма организации бизнеса, как холдинг. Тем не менее экономика диктует подобные варианты консолидации, это взаимозависимые компании: кто-то занимается добычей, кто-то переработкой, кто-то продажей, но де-юре каждый участник - самостоятельное юрлицо со своим налогообложением. Сравнение налоговой нагрузки в металлургии и ТЭК только по формальному признаку не совсем корректно, - уточняет Мария Чумак, сопредседатель комиссии по налогам и финансовой политике Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП).

    По словам Даниила Каримова, управляющего директора сектора металлургии аналитического управления "Открытие Research" банка "Открытие", тренд на повышение налогов для горнодобычи прослеживается не только в России, но и в странах Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии.

    - Да, цены остаются высокими. Так, накопленное среднее значение котировок меди в третьем квартале 2021 года составляет 9422 доллара за тонну, что на 50 процентов выше среднего за прошлый год. Предполагается, что в нынешнем году горнодобывающие компании зафиксируют существенный рост финансовых показателей, но уже в 2022-м рискуют столкнуться со снижением EBITDA на фоне роста операционных издержек: на электроэнергию, фонд оплаты труда, сторонние сервисы, защиту от COVID-19 и т. п. В этих условиях изменение налоговой нагрузки может существенно сказаться на динамике инвестиций в последующие несколько лет, - комментирует ситуацию аналитик.

    Изменение налоговой нагрузки может существенно сказаться на динамике инвестиций в последующие несколько лет

    Специфика горнодобывающей отрасли в том, что здесь очень много времени уходит на предподготовку проектов. Период от открытия месторождения до выхода на проектную мощность занимает до 13 лет. При этом существенные вложения в строительство начинаются только с 5-6 года.

    - В оправдание относительно небольшого роста инвестиций в России отмечу, что сдержанный рост сохраняется во всем мире. В отличие от предыдущего цикла, когда поднимались цены ( 2010-2012 годы), менеджмент горнодобывающих компаний решил не стремиться к быстрому увеличению мощностей за счет вложений в сомнительные проекты. Вместо этого подготавливают новые с высокой рентабельностью и увеличивают расходы на геологоразведку, при этом транслируя инвесторам благоприятное состояние конъюнктуры через высокие дивиденды и обратные выкупы, - рассуждает эксперт. - Российские компании следуют похожим путем.

    Тему повышения налоговой нагрузки в отрасли подробно обсуждали вчера на налоговом конгрессе СОСПП. К примеру, вопрос, почему одна и та же налоговая база, пусть и опосредованно, будет облагаться дважды.

    - В мировой практике НДПИ - это в основном рентные платежи, роялти. Их природа не зависит от рентабельности: в убытке бизнес или в плюсе, все равно вносит плату за объем добычи либо на сумму реализации. В новой трактовке НДПИ фактически превращается из ренты в налог, регулирующий извлечение прибыли. Чем больше цена, тем больше доходы, тем выше НДПИ. Между тем налог на прибыль никто не отменял, - рассуждает Чумак.

    До чего в итоге договорятся горнодобытчики, металлурги и власти, станет понятно по тексту законопроекта, который внесут в Госдуму в осеннюю сессию. По предварительным данным, Минфину и РСПП удалось прийти к компромиссу: максимальная ставка НДПИ на железную руду составит 4,8, акциз на жидкую сталь - 2,7 процента от экспортной цены. Эти условия будут действовать в течение трех лет.

    P.S.

    Когда верстался номер, стало известно, что ставка налога на прибыль с 1 января 2022 года скорее всего не изменится: предложенный вариант не учитывает инвестпроекты, реализованные группой компаний, сделки по приобретению активов и другие моменты. Обсуждение документа продолжится.

    Поделиться