Экспозиция посвящена 800-летию со дня рождения князя, воина и святого. Это более 400 экспонатов из главных архивов страны, а также музеев Кремля, - подлинные древнерусские летописи, иконы, ордена, а также фото- и кинодокументы.
"Сегодня, спустя 800 лет со дня его рождения, образ князя Александра Ярославовича пережил века и является, пожалуй, одним из главных символов нашего отечества, - заявил на открытии председатель Российского исторического общества (РИО) Сергей Нарышкин. - Убедительно и правдиво звучат поистине библейские слова, вложенные в уста князя Сергеем Эйзенштейном: "Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет", - и это хрестоматийное предупреждение звучит вполне актуально и в наши дни". Глава РИО подчеркнул, что князь увековечил себя в народной памяти как мудрый правитель, искусный дипломат, храбрый полководец, защитник русской земли.
"Выставка называется "Александр Невский и его образ в исторической памяти". И это название неслучайно, потому что прижизненных документов, относящихся к эпохе Александра Невского, не сохранилось. Сохранились лишь печати, которые в древности подвешивались к документам от имени великого князя, - рассказал "РГ" директор Российского государственного архива древних актов Владимир Аракчеев. - Мы собрали большой документальный и изобразительный материал, характеризующий не столько эпоху Александра Невского, сколько восприятие его образа в исторической памяти потомков". Работая над фильмом об князе, Сергей Эйзенштейн, хотя и консультировался у крупнейших историков, а материалы сценария читали Михаил Тихомиров (считал фильм антиисторичным и нелепым) и Артемий Арциховский (восхищался сценарием), конечно, понимал, что закладывает миф и канон восприятия любимого российского героя. В этом его осознании утвердил и Сталин, который принимал активное участие в просмотре сценария и в конце концов наложил свою резолюцию: "Кажется, вышло неплохо" (записка представлена в экспозиции). По мнению исследователей, Иосиф Виссарионович отсек концовку фильма, где герой умирает, отравленный в Орде. Вождь поставил точку на торжестве Победы Александра Невского. Однако в РГАЛИ в фонде Эйзенштейна хранится полный вариант сценария, а на выставке среди уникальных зарисовок режиссера есть и те, которые иллюстрируют отравление. "Графика его очень интересна, - подключается к разговору директор РГАЛИ Ольга Шашкова. - Наш архив представляет более 140 экспонатов, в основном из фонда Эйзенштейна, а также журнала "Знамя", фонда Сергея Прокофьева".
На стендах - замечательные фотографии процесса съемки, ноты знаменитой песни "Вставайте люди русские!" с авторским посвящением режиссеру.
Как считает куратор выставки Наталья Болотина, образ Александра Невского, который увидят посетители выставки, тоже своего рода миф, но он сложился из летописей, которые принадлежат времени, когда еще не было известно, что новгородский князь станет святым и героем, а значит, и более правдив.
Особую атмосферу подлинности и исторической глубины создают огромные фолианты летописей. При определенном усилии можно прочитать древнерусский устав о женитьбе 18-летнего Александра Невского на княжне Александре, о Невской битве, которая дала князю имя, его конфликте с новгородцами, Ледовом побоище и переговорах с ханами Золотой Орды.
И почти детективная история связана с сюжетом вокруг мощей святого, которые то ли сгорели, то ли "огонь их обошел", как рассказывается в летописи, во время большого пожара во Владимире в 15 веке. Впервые архивисты включили в публичную экспозицию найденную при вскрытии гробницы в 1917 году записку о мощах и акт их осмотра, хранящиеся в Ленинградском областном государственном архиве в Выборге. А также уникальные кадры кинохроники вскрытия раки с мощами.