Новости

30.09.2021 01:00
Рубрика: Экономика

Эксперт рассказала, как вернуть часть коммунальных платежей

Что делать, если в квартире холодно, кто за это отвечает, как добиться потепления и вернуть часть коммунальных платежей, рассказала эксперт по недвижимости Высшей школы управления финансами Людмила Анисимова.


Когда должны включить отопление?

Это зависит от погоды в конкретном населенном пункте. Включить отопление, по закону, коммунальные службы должны после того, как в течение пяти дней среднесуточная температура воздуха была ниже 8 градусов по Цельсию. Системы отопления должны быть запущены на следующий день после этого.

Возможно более раннее включение систем отопления в конкретном многоквартирном доме, если была подана и согласована коллективная заявка от жильцов дома, а системы находятся в надлежащем и подготовленном к запуску состоянии. Более позднего включения тепла не допускается.

Весной отопление отключается примерно в том же порядке - когда среднесуточная температура в течение пяти дней будет выше 8 градусов.

Что делать, если дома холодно?

Проще всего сначала утеплить помещение своими силами - например, заделать щели в дверях и окнах. Если же в комнатах все равно холодно, обращайтесь в управляющую компанию. Она должна прислать сотрудника для замеров температуры воздуха в квартире, составления акта и определения причин холода. Первоначально можно позвонить в УК или аварийную службу либо оставить заявку на сайте организации.

Если в течение двух дней реакции со стороны домоуправления не последовало, можно провести замеры температуры воздуха самостоятельно, с соблюдением необходимых требований. Потребуется два свидетеля замеров, они должны подписаться в акте, который затем нужно направить в управляющую компанию.

Собственники квартир вправе заключать прямые договоры с поставщиками коммунальных ресурсов (без посредника в виде УК). Но, несмотря на это, жалоба на холод в квартире сначала должна идти в УК, которая ответственна за надлежащее содержание всех систем дома. Она принимает обращение и реагирует на него.

Если управляющая организация игнорирует жалобы жителя, можно обратиться в госжилинспекцию, Роспотребнадзор, местную администрацию, прокуратуру или в суд, потребуются письменные доказательства того, что УК не принимает никаких мер.

Любое официальное письменное обращение должно быть грамотно заполнено, с указанием имени и других данных заявителя, наименования инстанции, куда он обращается, должна быть изложена суть вопроса, указано, какие права или законы были нарушены, что требуется. Заявление нужно написать в двух экземплярах и зарегистрировать. На официальный ответ от организации обычно отводится до 30 дней.

Как замерять температуру в комнатах?

Оптимальные и допустимые нормы температуры воздуха в жилых помещениях, а также методы контроля температуры установлены ГОСТ 30494-2011 "Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях".

Измерять температуру нужно в самой просторной из комнат, в центре помещения на высоте метра от пола, а также в полуметре от наружной стены и радиаторов отопления (опять же в центре на высоте метра).

В жилых помещениях температура должна быть не ниже +18 градусов (в угловых комнатах +20 °C). В холодных районах (с температурой наиболее холодной пятидневки -31 °C и ниже) - в жилых помещениях не ниже +20 °C, а в угловых комнатах +22 °C.

При этом допускается снижение температуры по ночам (с полуночи до 5 часов утра) максимум на 3 градуса. Превышение температуры должно быть не более чем на 4 градуса.

Почему может быть холодно?

Отсутствие тепла может быть вызвано проблемами во внутренней системе отопления. Например, из-за ошибок при самостоятельной замене радиаторов, присоединении дополнительных секций к батарее, установке теплых водяных полов (которые законодательством не допускаются и увеличивают нагрузку), а также при временном отключении стояков при проведении ремонта у соседей.

Элементарная завоздушенность (воздушные пробки в трубах и батареях) убирается поворотом крана или заглушки на радиаторе. Воздух выходит, а в батареи поступает горячая вода.

Внешними причинами холода в помещениях могут быть магистральные аварии, а также проблемы с поставками тепла коммунальными службами - затягивание старта отопительного сезона, отопление с перерывами или ненадлежащего качества.

Если аварий нет, а в доме холодно, УК должна отреагировать немедленно, максимум в течение 24 часов - прислать слесаря выпустить воздух из батарей, дать предписание жителям убрать водяные полы или принять иные меры.

А могут отключить отопление?

Законодательно допускаются короткие перерывы в отоплении. Отключить батареи разрешается не более чем на 24 часа суммарно в течение месяца. Есть нормы, ограничивающие продолжительность каждого отключения: не более 16 часов подряд - при температуре воздуха в жилых помещениях выше +12 °C; не более 8 часов подряд - при температуре от +10 °C до +12 °C; не более 4 часов - при температуре от +8 °C до +10 °C.

Если холодно, то можно не платить?

За ненадлежаще оказанную коммунальную услугу потребителю полагается перерасчет в следующем месяце. За каждый час сверх допустимого перерыва в отоплении ежемесячная плата снижается на 0,15%. Такая же "скидка" положена за каждый час отклонения температуры воздуха от нормы, причем на 0,15% плата снижается за каждый градус отклонения температуры. То есть если в течение двух часов в квартире было холоднее нормы на 2 градуса, плата снизится на 0,6%.

Для перерасчета нужно обратиться в управляющую компанию.

Житель также вправе потребовать через суд уплаты неустоек, пеней, в некоторых случаях - компенсации морального вреда, если отопление не включили вовремя, надолго отключили, если в комнате прохладно, а также если коммунальщики не подготовили дом к отопительному сезону.

Платить за отопление нужно только зимой или круглый год?

В одних регионах плата за отопление начисляется только в холодное время года, по показаниям общедомовых счетчиков тепла. В других - ежемесячно равными долями в течение всего года. Во втором случае за основу берут объемы тепла, использованные этим домом годом ранее. А в первом квартале следующего года происходит корректировка платы за отопление (с жителей могут потребовать доплат, если год был холоднее предыдущего или, напротив, засчитать переплату, если год оказался очень теплым).

Экономика ЖКХ Отопительный сезон в России РГ-Видео