Конечно, такое происходит по всему миру. Но что делать: артистам, промоутерам и нам, зрителям?! Все мы надеялись, что кризис в шоу-индустрии завершится в 2021 году, чего, увы, не произошло…Но есть ли выход из этой сложной ситуации и "свет в конце туннеля"? Об этом обозреватель "РГ" поговорил с ведущим российским экспертом в сфере культуры и развлечений, главой информационного агентства "ИнтерМедиа" Евгением Сафроновым
Летом влиятельные представители шоу-индустрии провели пресс-конференцию, на которой обратились к государству с предложением обсудить с ними перспективы развития отрасли в пору пандемии. Предлагали свои антикризисные планы. И уже в сентябре на международной конференции Muzlab вы говорили: "Некоторым позволяет удержаться на плаву государство. Денег выделяется немало, примерно 600 миллиардов рублей - и некоторая их часть все же доходит до создателей…". То есть с лета ситуация улучшилась и постепенно стабилизируется?
Евгений Сафронов: К сожалению, нет. На днях за считанные часы до мероприятия был отменен фестиваль "Чернозём" в Воронеже, ещё раньше таким же возмутительным образом - фестиваль "Дикая мята", а ещё сотни и тысячи мероприятий по всем регионам страны. Предпринимательский сектор упал на 80-90 процентов по оборотам, это само по себе очень плохо для экономики, но главное - десятки миллионов россиян не получили желанной радости.
И если конкретно, почему именно эта, очень значительная сумма, и как она распределяется? И как вы считаете, достаточно ли делается сегодня для того, чтобы пусть в интернете или с ограниченным количеством посетителей, но отрасль старалась сохранить свои возможности и зрители имели больше возможностей наслаждаться искусством, пусть и в новых, современных реалиях пандемии?
Евгений Сафронов: Важно понимать отличие России от других стран - в ней сфера культуры на протяжении четырех столетий усиленно поддерживается государством. Построенная в результате система учреждений культуры уникальна - ни в одной стране мира не было создано ничего подобного. Эта система в свое время дала миру не только Чайковского, Репина, Левитана, Римского-Корсакова, Достоевского, Льва Толстого и Рахманинова, но и Шостаковича, Ойстраха, Малевича, Рихтера, Бондарчука, Свиридова, Михалкова, Башмета, Спивакова и тысячи других всемирно известных мастеров. Но процессы разложения государственных элит не могли не затронуть сферу культуры - внимание к ней падало десятилетиями, разрушались система управления и жизненно важная для отрасли экспертиза. В 90-е обрушение казалось необратимым - я наблюдал это изнутри, с 1984 года работая в структурах министерства культуры СССР и РФ больше двух десятков лет.
Сейчас явно наблюдается восстановление. На этой неделе правительством принята долгожданная концепция развития творческих (креативных) индустрий, в которой заявлен ряд буквально революционных для нашей страны идей. Несомненно, дополнительно будут выделены средства, и логично отправить их и на сохранение одной из самых заметных отечественных креативных индустрий, концертную, ведь она сейчас разрушается буквально у всех на глазах.
Русская пословица гласит, что "нет худа без добра". Да, кто-то, отслеживая статистику заболеваемости, несмотря на предпринимаемые меры безопасности, по-прежнему не решается ходить в кино, но зато появились новые мультимедийные сервисы. Они не только транслируют фильмы, то уже и сами снимают кино и сериалы. Это перспективная модель?
Евгений Сафронов: Это сейчас активно заработало, но слишком сильно напоминает жесткую монополистическую студийную систему Голливуда 30-40-х. Эта система в 50-х была уничтожена антимонопольным ведомством США, имевшим значительный вес в стране, это было шумно и для многих трагично -но стоит подумать, почему это произошло? Не потому ли, что отсутствие конкуренции губительно для творчества, а монополии высасывают творческие силы не только из конкурентов, но и из государств?
А сейчас эта же система возрождается на мировом уровне - понимаем ли мы, что уже некому сдержать мировых монополистов? Netflix вкладывает бешеные деньги в производство, но ведь он до сих пор, как и все стриминги, убыточен - то есть, всецело зависит от решений инвесторов либо стороннего финансирования - к примеру, со стороны какого-либо богатого государства? Вот и подумайте, для кого это перспективно.
В интернет пробовала уйти и музыка, но платные онлайн-шоу в России так и не стали массово-востребованными. Люди хотят ходить в залы, общаться. Хотя Боб Дилан недавно давал концерт в интернете, транслируемый из США. Была достойная прибыль. Отчего у нас так не происходит, другой менталитет?
Евгений Сафронов: Боб Дилан - виднейший деятель "золотого века" мировой музыкальной индустрии, его потенциальная аудитория может быть оценена в 3-4 млрд зрителей, так что финансовый успех вполне возможен (но всё же непредсказуем, как и всё в культурных индустриях). Аудитория самого известного российского исполнителя - 100-200 миллионов зрителей, это немало, но всё же в тысячи раз меньше. Плюс к этому в аудитории Дилана значительна доля богатых зрителей (Северная Америка, западная Европа, англосаксонские страны), чем не могут похвастать российские артисты. Так что менталитет ни причем, просто деньги и арифметика, исключающая высокие доходы от онлайн-шоу для российских артистов.
Какие из мер Роспотребнадзора при этом кажутся вам наиболее мудрыми и правильными? И учитывают ли они, что зрители в театрах и на концертах обычно разные и по темпераменту, и по привычкам? Ведь на концертах все-таки не всегда все воспринимают маски как меру заботы об их здоровье. Отчего, плохо налажена просветительская работа или недостаточно строги наказания?
Евгений Сафронов: Лучшие эксперты мира пока недостаточно хорошо изучили особенности распространения вируса, но буквально на днях в одной из передач на Первом канале врачи авторитетно заявили, что ограничения посещаемости, социальная дистанция, маски и другие на зрелищных мероприятиях не особо действенны. Это же подтверждают и результаты наблюдений - после нашумевших крупных мероприятий - концерта Басты и фестиваля "Алые паруса" в Санкт-Петербурге, ММКЯ и "Спасской башни" в Москве всплесков заболеваемости не было зафиксировано. И это логично, ведь людей на мероприятиях в десятки тысяч раз меньше, чем в общественном транспорте или торговле, с которых ограничения практически сняты.
На мой взгляд, Роспотребнадзору стоило бы подходить к вопросу ограничений более гибко, держать постоянную связь с организаторами, внимательно анализируя получаемую от них информацию - при этом осознавая особую важность их деятельности для общества. Сейчас этого, к сожалению, не наблюдается, и это лишнее свидетельство невнимания к сфере культуры, о котором мы говорили выше.
К осени музыкальная индустрия, как показалось, все-таки приспособилась к жизни в пандемию, придумав формат COVID-free фестивалей, на которых теперь пускают только зрителей имеющих справки о вакцинации или свежие отрицательные тексты ПЦР. Будущее в пандемию именно за этим форматом или у экспертов и продюсеров есть идеи и получше?
Евгений Сафронов: Формат COVID-free - отличная идея, и мы (агентство "ИнтерМедиа", - Прим. ред.) принимали участие в организации уже десятков таких концертов, они прошли прекрасно. Но стоит понимать, что любые такие форматы - лишь способ нахождения компромисса, вынужденная мера. Жаль, что стремление к компромиссу проявляют большей частью предприниматели, а не сами местные власти.
Кстати, 1 октября у вас юбилей. Пойдете ли на какой-то концерт или поставите для друзей любимые пластинки у себя дома? Какая музыка при этом будет звучать?
Евгений Сафронов: Точно угадали. Шумные торжества, конечно, придется отложить, а вот в узком кругу соратников по InterMedia с удовольствием поднимем бокалы под Моцарта, Pink Floyd, Дюка Эллингтона, Елену Камбурову. Может быть, дойдем и до AC/ DC (улыбается).