В конце XVIII века ученикам Академии художеств запрещалось не то, что рисовать крестьян, а даже смотреть на них, дабы не испортить остроту взгляда, который должен учиться видеть только прекрасное.
Венецианов впервые показал крестьянина, достойным полотна художника и поэтизировал неброскую красоту среднерусской равнины. С юным Алексеем живописью занимался "дядька Прохорыч" - человек из народа. "Дядьками" тогда называли людей, которые были одновременно и камердинеры, и гувернеры.
Художник был увлечен идеей воспитания молодых талантов и открыл художественную школу, куда принимали даже крепостных детей. Поэтому в экспозиции рядом с мастером - работы его учеников. Чтобы прийти на выставку подготовленными, "РГ" предлагает вспомнить историю самых известных полотен Венецианова, которые будут доступны для зрителя в Инженерном корпусе Третьяковки по 6 февраля 2022 года.
Мастер много работал над тем, чтобы свет на его картинах был максимально естественным. Для того, чтобы добиться этого на полотне "Гумно", художник попросил крестьян выпилить у помещения фронтальную стену. Венецианов работал над картиной весь световой день и едва мог дождаться утра, чтобы продолжить работу. Художник вспоминал, что после окончания картины чувствовал полное опустошение и долго не мог браться ни за что другое.
Венецианов давал своим картинам максимально простые названия. И старался быть максимально реалистичным, хотя критики и другие художники часто винили его в искусственности. Это полотно не нравилось многим: якобы крестьянка пашет в праздничном наряде, а лошади больше похожи на пегасов. Но для Венецианова труд землепашца - таинство, достойное любования. А женщина на полотне не простая крестьянка, а аллегория Весны.
На картине автору всего тридцать лет, но выглядит он гораздо старше. Современники Венецианова, в том числе Кипренский, Брюллов, Орловский, любили приукрасить себя на автопортретах. Ведь отношение к художнику в начале XIX века было как к избраннику божьему. Но Венецианов даже в автопортрете был верен себе - ничего лишнего, только жизненная правда. За работу художник получил "назначенного", то есть право выполнить работу на звание академика. Хотя в Академии он не учился и, по сути, всегда был самоучкой.
Рядом с крестьянским мальчиком и собакой лежит опрокинутый бурак (сосуд из бересты), из которого вылилось молоко. Ребенок безутешен. Ведь его теперь ждет наказание за пролитый обед: отец, который весь день в поле, останется голодным. Убедительная трагикомическая сцена, которая была благосклонно принята критиками. Здесь Венецианов снова новатор - подобные сюжеты раньше не входили в сферу "высокого" искусства.
Выполненный с натуры этюд - одна из жемчужин галереи женских образов Венецианова. Поражает, с какой романтической одухотворенностью раскрыта душевная красота простой женщины, пусть и совсем не молодой. Здесь время замерло. А крестьянка написана будто бы не цветом, а светом.