Александр Николаевич, расскажите о роли компании в деятельности холдинга. Какие задачи решаете?
Александр Чагаев: В структуру "Сибирского цемента" наше предприятие вошло в 2006 году. В штате тогда числились директор и главный бухгалтер, а парк насчитывал 428 хоппер-цементовозов и 56 полувагонов. Этого хватало только на обслуживание Топкинского цемзавода. Но уже в 2011-м в распоряжении "КузбассТрансЦемента" находилось 1 995 вагонов, плюс к тому времени в команду влились высококвалифицированные специалисты в сфере железнодорожных перевозок, коммерческой и экономической деятельности.
Новый для нас этап начался в 2012 году, когда на базе компании был создан единый транспортно-логистический центр холдинга. Его задача - обеспечивать производства "Сибцема" подвижным составом, снижая долю транспортных расходов в себестоимости выпускаемой продукции. И мы с этим справляемся: ощутимый экономический эффект получаем, совершенствуя логистику, сокращая долю порожнего пробега вагонов, обеспечивая их обратную загрузку и так далее.
Сегодня "КузбассТрансЦемент" входит в число ведущих транспортно-логистических компаний Сибири. В нашем распоряжении 4 575 единиц транс-порта: 2 144 хоппер-цементовоза, 500 крытых вагонов и 1 841 полувагон, а также 90 думпкаров, переданных в релизинг другому предприятию холдинга - Ангарскому цементно-горному комбинату.
В январе-июне 2021-го мы перевезли почти 1,7 миллиона тонн цемента - на 4,3 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. А общий объем доставленных грузов за то же время увеличился на 2,5 процента - до 2,8 миллиона тонн.
Что позволяет компании сохранять прочные позиции на рынке, несмотря на объективные трудности, в том числе связанные с действующим в стране режимом ограничений?
Александр Чагаев: В прошлом году нам действительно пришлось работать в условиях высокой нестабильности, приспосабливаться к быстрым изменениям рыночной ситуации. Если в первые месяцы 2020-го аналитики отмечали в России рост объемов перевозок многих грузов - в частности, химической продукции, каменного угля и цемента, - то во втором-третьем кварталах эти показатели упали на восемь-десять процентов. Восстановились они только в октябре-декабре, однако приблизиться к уровню 2019-го удалось не во всех сегментах.
Если говорить о перевезенных строительных грузах, то их количество по итогам года увеличилось на 5,8 процента - следствие запуска программы льготного ипотечного кредитования и отложенного спроса. В результате мы перевезли в общей сложности почти 5,5 миллиона тонн грузов (на десять процентов больше, чем в 2019 году). Объемы транспортировки цемента выросли на семь процентов - до 3,2 миллиона тонн.
А в первом полугодии 2021-го компания была вынуждена приостановить деятельность по перевозкам грузов назначением на погранпереходы с Китаем. В конце 2020-го КНР ввела запрет на прием грузов в крытых вагонах. И из-за серьезных простоев подвижного состава на границе мы, как и многие участники рынка, лишились заказчиков, которые переориентировались на контейнерные перевозки.
Однако в период высокого строительного сезона, когда более 85 процентов вагонного парка занято под транспортировку продукции "Сибцема", ограничительные меры Поднебесной для нас не критичны. К тому же в первые шесть месяцев 2021-го мы активно занимались перевозками песка для стеклодувной промышленности, молотых гипса и шлака для производства строительных смесей, а также компонентов для изготовления минеральных удобрений.
В ближайшее время предстоит внедрять новые логистические схемы для крытых вагонов. Скорее всего, будем доставлять продовольствие из Сибири в Центральную Россию и бахчевые культуры из Средней Азии в разные регионы нашей страны.
Планируете ли расширять парк?
Александр Чагаев: К настоящему моменту мы достигли оптимального соотношения количества подвижного состава и грузовой базы, то есть в любых обстоятельствах сможем обеспечить своевременную доставку продукции "Сибцема" потребителям и транспортировку грузов, которые нужны заводам холдинга для производства стройматериалов. Но новинки в нашем парке все же появились. В конце августа "КузбассТрансЦемент" получил последние из ста новых крытых вагонов, используемых для перевозки тарированного цемента. Необходимость расширения парка подвижного состава этого вида связана с ростом спроса на палетированную продукцию, упакованную в защитную стретч-пленку и размещенную на поддонах. Кроме того, в скором времени ожидаем поставку пятидесяти полувагонов.
На чем сосредоточите усилия в ближайшем будущем?
Александр Чагаев: В этом году рассчитываем перевезти более 5,6 миллиона тонн различных грузов, в том числе около четырех миллионов тонн "хлеба стройки", и получить в итоге положительный финансовый результат. Эффективно используя парк подвижного состава, мы можем минимизировать негативное влияние внешних факторов. По-прежнему активно перевозим сторонние грузы, расширяя их номенклатуру и увеличивая клиентский портфель, в котором сейчас уже более трехсот действующих контрагентов.
Падение в одном сегменте всегда можно компенсировать ростом в другом, поэтому будем продолжать диверсификацию своей деятельности, внедрять новые логистические схемы, чтобы максимально задействовать подвижной состав, свести к минимуму порожний пробег вагонов и сократить затраты.
Успешно решая эти и другие задачи, мы постоянно повышаем уровень квалификации персонала, внедряем современные информационные технологии. Другими словами, во всех сферах работы следуем девизу компании - "Бизнес в движении".
На правах рекламы