30.09.2021 08:45

    ОАО "РЖД" приняло дополнительные обязательства по охране окружающей среды

    Этот год в Иркутской области объявлен Годом Байкала. А в РЖД - Годом экологии. И руководство компании подчеркнуло, что основное внимание будет направлено на мероприятия по охране озера Байкал.
    Из архива компании
    Из архива компании

    На самом деле природоохранная деятельность Российских железных дорог - это история отнюдь не одного года, корпоративные экологические программы действуют уже много лет. Первая Экологическая стратегия РЖД была утверждена еще в 2009 году. А с этого года в силу вступила обновленная стратегия, разработанная с учетом новых национальных целей экологического развития и международной повестки "зеленой" экономики.

    К тому же был дан зеленый свет масштабному проекту по развитию Восточного полигона, поэтому компания взяла на себя дополнительные обязательства по охране окружающей среды. А именно - в центральной экологической зоне Байкала, где ведутся работы по расширению пропускной способности БАМа и Транссиба.

    Напомним, чтобы ускорить исполнение проекта, Государственная дума в прошлом году освободила объекты БАМа и Транссиба от обязательной экологической экспертизы. Однако все объекты РЖД в ЦЭЗ Байкала проходят и будут проходить государственную экологическую экспертизу, только теперь одновременно с технической: в проектной документации на каждый объект имеется раздел ООС (охрана окружающей среды), где расписаны все природоохранные мероприятия. Экологические нормы и требования учитываются еще на стадии проектирования. А поскольку все объекты проходят общественные слушания, то ознакомиться с разделом ООС может каждый заинтересованный гражданин или организация. Таким образом, механизм общественного контроля за модернизацией магистралей сохраняется.

    Также на каждый объект стройки на БАМе и Транссибе в границах Байкальской природной территории разрабатывается экологический паспорт. В нем содержатся сведения о проекте, компенсационных мероприятиях, данные экологического мониторинга, схема отбора проб и программа экологического контроля почв, воздуха, сточных вод, план-график мониторинга за изменением компонентов экосистемы.

    Более того, летом прошлого года РЖД подписала с правительствами Иркутской области и Республики Бурятия меморандумы о сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды, а также соглашение с Минприроды России о реализации экологических мер, направленных в том числе на сохранение уникальной Байкальской природной территории.

    В рамках этих соглашений совместно с властями и общественностью, а это более 30 организаций, корпорация разработала планы дополнительных мер по охране окружающей среды. В общей сложности до 2024 года их будет 69.

    Контроль по всем фронтам

    В их числе - усиление экологического контроля при реконструкции магистралей. Так, в марте 2021 года начала работу еще одна лаборатория Центра охраны окружающей среды, которая базируется в Северобайкальске. Теперь магистраль оперативно следит за показателями на всех объектах строительства и реконструкции, расположенных вблизи озера. Специалисты постоянно анализируют состояние воздуха, почвы и водных источников.

    Подчеркнем, что ОАО "РЖД" приняло на себя обязательство брать пробы воды, воздуха, почвы гораздо чаще, чем того требует законодательство. Для этого до конца 2021 года на БАМе и Транссибе будут запущены стационарные и передвижные автоматизированные посты непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ в атмосфере. Кроме того, железнодорожники обязались обеспечить свои объекты оборудованием для автоматического контроля качества сточных вод - первая такая установка появится на недавно открытом Байкальском тоннеле на БАМе. Умная техника сможет передавать полученные данные в режиме реального времени в специально разработанную онлайн-систему мониторинга. Такой подход дает возможность оперативно реагировать на любые негативные изменения и своевременно пресекать нарушения.

    В сфере охраны животного мира РЖД сотрудничает со Всероссийским обществом охраны природы, Институтом проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН, Прибайкальским национальным парком, поддерживает научные проекты: один из самых интересных среди них - изучение байкальской нерпы.

    - И, конечно, надо понимать, что после модернизации объектов их воздействие на окружающую среду будет значительно меньше. Потому что в прошлом веке при строительстве БАМа и тем более Транссиба о вопросах экологии почти не задумывались. Сейчас же при реконструкции мы предусматриваем самые прогрессивные технологии укладки пути с заменой деревянных, пропитанных шпал на железобетонные; переводим пункты обогрева с угля и мазута на электроэнергию, строим и модернизируем очистные для сточных вод, - подчеркнул Вадим Владимиров, начальник Восточно-Сибирской железной дороги. - При этом мы стремимся не только повысить уровень экологической безопасности готовых объектов, но и минимизировать воздействие на природу во время строительно-монтажных работ. Поэтому строительные площадки в Центральной экологической зоне в обязательном порядке оснащены мойками для колес, биотуалетами, замкнутой системой водоотведения с последующим вывозом стоков на очистные. А также - автоматическими комплексами видеофиксации, благодаря которым можно наблюдать за работой строителей онлайн.

    Подарок ко Дню Байкала

    Особое место в утвержденном списке природоохранных мер занимает лесовосстановление. За каждое срубленное дерево РЖД посадит пять новых. Хотя по закону достаточно пропорции 1:1.

    Впрочем, железнодорожники всегда активно участвовали в посадках лесов - в прошлом году сотрудники магистрали высадили более 40 тысяч сеянцев сосны в Иркутском и Хомутовском лесничествах. В нынешнем - приняли участие в масштабной всероссийской акции "Сохраним лес".

    А еще в этом году в честь Дня Байкала Минприроды России совместно с ОАО "РЖД" организовали в Бурятии и Иркутской области необычную акцию - "Вода России". Более 140 молодых волонтеров-железнодорожников из разных регионов страны 4 и 5 сентября наводили порядок на берегах озера - в Танхое, на станциях Слюдянка и Старая Ангасолка. Участники акции собрали, рассортировали и отправили в переработку более 40 кубов мусора.

    Чтобы разобрать многолетнюю свалку в поселке Старая Ангасолка на Кругобайкальской железной дороге, пришлось даже пригласить профессиональных альпинистов. Там крутые склоны - без специального снаряжения собрать мусор, который туристы бросали годами, было бы невозможно.

    В большой уборке байкальского берега принял участие генеральный директор - председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозёров. Акция стала настоящим праздником, а впечатления от поездки на Байкал - наградой для активных сотрудников компании.

    Между прочим, обращению с отходами на РЖД уделяется особое внимание - компания придерживается политики вовлечения их во вторичный оборот. Мероприятия по раздельному сбору мусора прописаны и в соглашениях корпорации с руководством Бурятии и Приангарья. По-этому на ВСЖД в этом году оборудовали 10 станций и остановочных платформ Кругобайкальской железной дороги контейнерами для раздельного сбора отходов. Для их обслуживания заключили договор со специализированной организацией.

    Для широкой публики

    Безусловно, такие яркие акции, как "Вода России", привлекают не только корпоративных волонтеров, но и местных жителей. И становятся мостиком для коммуникации компании с локальными сообществами - что само по себе является одним из принципов устойчивого развития.

    Но все же большинство важных экологических мероприятий, как правило, незаметны широкой публике. Так как эта тема очень важная, РЖД заботится о том, чтобы информация о ходе реконструкции БАМа и Транссиба в полной мере была доступна общественности. Работа, которую корпорация ведет с прессой, активистами-экологами, учеными, - просто колоссальная. Поездки на модернизируемые объекты, график общественного контроля, подробный рассказ о каждом этапе, каждом объекте...

    Волонтеры-железнодорожники со всей страны собрали на берегах озера более 40 кубометров мусора. Фото: из архива компании

    - Мы разместили на крупных вокзалах - Тайшет, Северобайкальск, Иркутск-Пассажирский, Слюдянка, Улан-Удэ - специальные информационные стенды, с помощью которых рассказываем как о сданных уже объектах, так и о тех, где строительно-монтажные работы сейчас идут, и, конечно, обо всех природоохранных мероприятиях в границах ЦЭЗ БПТ, - пояснил Вячеслав Здор, начальник Центра охраны окружающей среды ВСЖД. - Кроме того, совместно с правительством Иркутской области мы организовали горячую линию по вопросам реконструкции БАМа и Транссиба и природоохранных мероприятий на объектах строительства. Правда, звонков поступило немного. Вероятно, потому, что мы стараемся максимально полно и широко раскрывать всю информацию, - люди видят нашу работу, понимают и принимают ее.•

    Кстати

    Во время акции "Вода России" в Бурятии в поселке Танхой была открыта новая экскурсионная экотропа "Танхойская верста", связавшая железнодорожную станцию и визит-центр "Байкал заповедный". Российские железные дороги выступили спонсором этого проекта.

    Прокладывать "Танхойскую версту" начали в мае. Длиной чуть более километра - примерно одна верста, - она соединила станцию Танхой с подходом к Байкальскому государственному биосферному заповеднику. А кроме того, стала своего рода памятником инженерной мысли: специально для стендов, установленных вдоль тропы, краеведы собрали массу материалов об истории поселка Танхой и строительстве Кругобайкальской железной дороги - "Золотой пряжки Транссиба". До ее прокладки поезда от Иркутска шли до порта Байкал, затем на пароме или по льду озера переправлялись в Танхой и уже оттуда продолжали движение по рельсам на восток.

    Между тем

    Восточно-Сибирская железная дорога выступила партнером Байкальского международного кинофестиваля "Человек и природа", который состоялся в Иркутске с 8 по 12 сентября этого года. ВСЖД даже учредила свой специальный приз. Он был присужден режиссеру картины "Виртуальное путешествие к байкальской нерпе" Кириллу Казакову.