Ирина Рудольфовна, какие новые образовательные и научные проекты реализуют в университете?
Ирина Лазаренко: Наш вуз - педагогический, и 95 процентов образовательных программ у нас педагогического профиля. Но это не значит, что мы готовим только учителей. Мы даем универсальную подготовку, формируем общеобразовательные, педагогические и психологические компетенции, которые могут быть востребованы во многих сферах деятельности. И наши выпускники, действительно, востребованы в самых разных отраслях, поскольку умеют общаться, налаживать контакт с людьми, они эмоциональны и эмпатичны.
Пандемия заставила иначе посмотреть на некоторые аспекты нашей деятельности, и в 2020 году у нас родились очень интересные проекты. Такие, например, как "Сельский тренер", который инициировали студенты, чтобы организовать спортивный досуг школьников во время летних каникул, когда детские лагеря не работали. "Сельский тренер" отпочковался от другого нашего проекта - "Мобильного дома культуры". Его тоже инициировали студенты, они выезжают в села с концертами, занимаются с детьми вокалом и хореографией. "Мобильный дом культуры" работает уже три года. Мы планируем его развивать, вводить новые направления дополнительного образования детей. Уже опробовали курс робототехники.
Очень актуальным оказался проект "Семья - планета детства". Он позволяет семьям с детьми получить бесплатные консультации психологов и педагогов по разным вопросам - по дистанционному обучению, проблемам развития детей и даже правильному подбору спортивной секции с учетом темперамента ребенка. В прошлом году мы провели десять тысяч консультаций, а в этом году выиграли грант на двадцать тысяч консультаций и подключили к проекту студентов-магистрантов.
Хочу подчеркнуть, что у нас нет чисто образовательных и чисто научных проектов. Педагогика - прикладная наука, по-этому все наши проекты связаны с образовательной и просветительской деятельностью. В вузе действует четыре федеральных инновационных площадки по кадровому обеспечению сельских территорий, демонстрационному экзамену и развитию школы вожатых. В этом году мы получили госзадание на разработку научных проектов, касающихся инноваций в системе образования, подготовки кадров, добровольчества и многих других направлений.
Насколько ваши образовательные проекты и программы отвечают сегодняшним потребностям региона?
Ирина Лазаренко: При разработке новых образовательных программ мы всегда ориентируемся на потребности нашего края. В этом году, учитывая большое число малых школ и дефицит педагогических кадров в регионе, открыли подготовку двухпрофильных специалистов физкультуры и технологии. Двухпрофильные образовательные программы у нас работают давно: математика и информатика, математика и физика, начальная школа и английский язык и другие. Они социально защищают наших выпускников. Ведь в небольшой сельской школе преподавателю с одним предметом сложно набрать необходимую нагрузку, чтобы получать нормальную зарплату. У специалиста по двум предметам таких возможностей больше. Знаю это не понаслышке - работая молодым сельским учителем, сама вела пять предметов.
Еще один образовательный проект, который нацелен на решение кадровых задач, - временное замещение педагогических вакансий. По сути, это длительная педагогическая практика студентов, которые полгода работают учителями в сельских школах и продолжают дистанционно учиться в вузе.
Наши проекты помогают снять остроту кадровой проблемы, но полностью ее не решают. 1 сентября я спросила у первокурсников одного из наших институтов, кто из них пойдет работать в школу. Руки подняли далеко не все. И дело тут не только в зарплате. Работа трудная, нагрузка большая, а авторитета, какой был раньше у педагога, к сожалению, нет. Хотя пандемия показала, что учитель и врач - по-прежнему самые востребованные и незаменимые профессии.
Как в нынешних непростых условиях университету удается расширять международные связи?
Ирина Лазаренко: Несмотря на пандемию, численность иностранных студентов у нас растет. Этому способствовали два фактора. Во-первых, выпускники из Туркменистана не смогли уехать домой из-за закрытых границ и решили поступить к нам в магистратуру. А во-вторых, стартовала программа двойных дипломов с Узбекистаном, и первые тридцать человек дистанционно были зачислены в АлтГПУ. Они являются студентами сразу двух вузов - Самаркандского института иностранных языков и нашего университета. Два года ребята обучались у себя на родине и теперь продолжают учиться у нас на филологическом факультете.
Наш вуз тесно сотрудничает с Казахстаном, Китаем, Узбекистаном, Таджикистаном и другими странами, поэтому мы и решили создать международный центр. Открытие планируем в середине декабря этого года. На его базе будет работать также центр открытого образования на русском языке для иностранных граждан, создаваемый нами в городе Бахтар Республики Таджикистан. В 2020-м мы выиграли грант Министерства просвещения РФ и начали дистанционное обучение, а в этом году получили грант на очное обучение ста граждан Таджикистана. В ноябре наши специалисты поедут в Бахтар учить русскому языку местных студентов и школьников.
Ирина Рудольфовна, инновации коснулись и технического оснащения вуза. Зачем педагогическому университету технопарк?
Ирина Лазаренко: Технопарки создают по решению президента РФ во всех 33 российских педагогических вузах. Мы получили 155 миллионов рублей на при-обретение самого современного оборудования по всем естественно-научным предметам. В декабре откроем технопарк универсальных педагогических компетенций, где студенты будут приобщаться к новейшим цифровым и нанотехнологиям. Здесь же смогут повышать свою квалификацию преподаватели нашего вуза и учителя школ, а также будут проходить проф-ориентационные уроки для школьников.
Кроме того, в 2022 году мы откроем еще и кванториум, чтобы наши студенты осваивали ультрасовременное оборудование, которым сегодня оснащают российские школы. Став учителями, они не будут удивляться таким новинкам, а смогут профессионально работать на этом оборудовании.