30.09.2021 04:56
    Поделиться

    Как изменился за год объем электронной торговли на Урале

    Екатеринбург занял второе место по покупательской активности в Интернете после Новосибирска (не считая Москву и Санкт-Петербург). Однако в это же время резко сократилось число отправлений, проходящих через Кольцовскую таможню. Что происходит на этом сравнительно новом рынке, выяснял корреспондент "РГ".

    "Не было бы счастья, да несчастье помогло", - утверждают эксперты, комментируя бум интернет-торговли, вызванный пандемией. По данным исполнительного директора Ассоциации дистанционной торговли Михаила Яценко, этот сегмент рынка неожиданно получил карт-бланш и резко набирает обороты. Хотя говорить о серьезной конкуренции стационарной торговле все-таки еще рано, признался он. В 2019 году на каждого россиянина приходилось по пять онлайн-заказов, в 2021-м - около 15. В других странах эти цифры выше (в Китае, например, более 25) .

    Сотрудники Кольцовской таможни зафиксировали бурный рост товаропотока весной прошлого года - с введением локдауна. Цифры и сейчас вполне приличные.

    - С начала 2021 года в пункт международного почтового обмена в аэропорту поступило 1,5 тысячи тонн почтовых отправлений - примерно по 200 тонн в месяц. В этом году мы оформили 11,5 миллиона посылок - около полутора миллионов отправлений в месяц, - сообщил первый заместитель начальника таможни Михаил Сентяков.

    Однако по сравнению с аналогичным периодом прошлого года кривая пошла вниз. Эксперты объясняют этот процесс изменениями в логистике. Дело в том, что львиная доля отправлений поступала из Китая. И если в 2020 году правительство КНР дотировало авиаперевозки, то сейчас эта мера поддержки отменена.

    В то время как число заказов через Интернет растет, средний чек падает: онлайн-покупки постепенно становятся повседневными

    - В прошлом году грузовые самолеты с почтой из Китая приземлялись в Кольцово ежедневно или через день. А с отменой льгот авиадоставка стала слишком затратной. Поэтому в 2021 году было всего 2-3 таких рейса. Сейчас грузы из КНР на Средний Урал поступают в основном автотранспортом или при помощи мультимодальных перевозок: морем из Китая до Владивостока, дальше железнодорожным транспортом до Екатеринбурга, а потом груз на автомобилях доставляют на таможню, - продолжает Сентяков.

    Лидерство у Екатеринбурга перехватил Новосибирск. Там тоже есть таможенный пункт, при этом транспортное плечо намного короче. Туда из Китая могут летать небольшие самолеты, что удобнее и дешевле, ведь перелеты до Екатеринбурга требовали не только большего времени и затрат горючего, но и дополнительных расходов на оплату работы пилотов.

    При всем том меньше заказывать через Интернет уральцы не стали. Просто вместо китайских торговых площадок отечественные потребители все чаще обращаются к российским магазинам и маркетплейсам, считают специалисты Банка Хоум Кредит. Директор Boxberry в макрорегионе Урал Наталия Коробейникова подтверждает: пандемия подстегнула к выходу в онлайн большое число продавцов. По ее словам, служба доставки фиксирует резкий рост числа интернет-продавцов - не только гигантов, но и малых предпринимателей, самозанятых. Растет и активность онлайн-платформ по предоставлению продуктов и услуг - маркетплейсов.

    - Объем заказов, который принял макрорегион Урал в первом полугодии 2021-го, вырос в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Характерно, что изменилась и потребительская корзина - в нее весьма неожиданно перекочевали товары повседневного спроса. То, что раньше привычно покупали в магазине у дома, из-за закрытия многих ТЦ стали вынужденно заказывать в интернет-магазинах, но и потом эта привычка сохранилась, - отметила Наталия Коробейникова.

    Аналитики Boxberry выделили несколько свежих трендов: ускорение процесса доставки (как магистральной, так и региональной), развитие сети пунктов выдачи товаров - постаматов. Говорят, покупатели чаще всего выбирают доставку в пределах часового интервала и пока предпочитают самовывоз. Еще одна тенденция: в то время как число заказов через Интернет растет, средний чек падает, что подтверждают и маркетплейсы, и таможня. По словам Сентякова, стоимость одного отправления обычно не превышает 10 долларов.

    - Онлайн-покупки постепенно становятся повседневными. Сравнивая результаты 2021-го и 2020 годов, мы обратили внимание на рост доли продовольственных товаров и сервисов доставки готовой еды. Также выросли доли бумажных книг и спортивного инвентаря, одежды. В то же время доля бытовой электроники и средств связи, которые были особенно востребованы в локдаун, уменьшилась. Существенно снизилась средняя сумма онлайн-покупки: с 6403 до 4795 рублей. Это также можно объяснить изменением структуры спроса в сторону более дешевых продуктов и товаров, - подчеркнул аналитик банка Станислав Дужинский.

    При этом все эксперты предсказывают дальнейший рост электронной торговли.

    - Сейчас уровень продаж с помощью маркетплейсов составляет 50 процентов, а вырастет до 70. Они формируют привычку не пользоваться поисковыми запросами. Продавцы же наверняка сохранят множество каналов продаж, чтобы дотянуться до своих покупателей, - прогнозирует Наталия Коробейникова. - Будет активно развиваться интернет-логистика. Уже сейчас среди продавцов есть те, кому просто необходима предельно четкая и оперативная доставка, например, для реализации свежемолотого кофе. Думаю, будут возникать коллаборации, в частности, со службами такси.

    Очередной рывок приближается - Новый год не за горами. Ежегодный рост интернет-заказов в это время уже стал традиционным. Чтобы получить подарки вовремя, эксперты советуют не затягивать с их оформлением.

    Поделиться