Уже через неделю счастливая покупательница машины поняла, что переплатила, и попросила расторгнуть этот договор. В компании на устное, а затем и на письменное обращение не отреагировали, и тогда автомобилистка обратилась в суд.
Суд установил, что в мае женщина оформила в автосалоне кредит на сумму 1,106 миллиона рублей для покупки "Лады". В эту сумму была включена стоимость сертификата "на круглосуточную квалифицированную юридическую поддержку, помощь на дорогах и эвакуацию сроком действия на три года". Он обошелся клиентке в 86,4 тысячи рублей. Причем, на эту сумму по кредитному договору к моменту судебного разбирательства уже набежали проценты в размере 1225 рублей.
- По Гражданскому кодексу РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договоров, - пояснила консультант Советского суда Челябинска Дарья Белюшина. - Они вправе в одностороннем порядке расторгать их в любое время при условии возмещения исполнителю уже понесенных расходов. Более того, право заемщика на отказ от дополнительных услуг при оформлении займа определено Федеральным законом "О потребительском кредите". С учетом того, что никаких юридических услуг автомобилистке в компании не оказали, она была вправе вернуть всю сумму, уплаченную за сертификат.
В суде отметили, что требование о взыскании неустойки и процентов, набежавших со стоимости сертификата, вызвано неправильным толкованием закона. Неустойка начисляется за просроченные обязательства по выполнению работ или услуг, которые в нашем случае вообще не оказывались. Вместе с тем за невыполнение законных требований клиентки по Закону "О защите прав потребителей" предусмотрен штраф, который, как и неустойка, взыскивается в пользу пострадавшей стороны. Что касается набежавших процентов, отказ от сертификата не аннулировал сам факт получения кредита. Проценты по нему обязана выплачивать заемщица, которая, вернув уплаченные за сертификат деньги, вольна потратить их на другие нужды, к примеру, на погашение того же кредита.
В итоге суд взыскал в пользу истицы 86,4 тысячи рублей стоимости сертификата, три тысячи рублей компенсации морального вреда и 44,7 тысячи рублей штрафа за неисполнение законных требований потребителя. Кроме того, компания компенсирует ей расходы на законного представителя, почтовую переписку и прочие издержки - всего более 154 тысяч рублей. Расторгнуть навязанный клиентке договор компании обошлось бы вдвое дешевле.