В общем бюджетном пакете правительство предоставило депутатам основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, госпрограммы, прогноз социально-экономического развития на трехлетний период. В этот раз объем непосредственно бюджета составил 4 тысячи 645 страниц, всего пакета в целом - 6 тысяч 915 страниц. Впрочем, к серьезному расходу бумаги это не привело: начиная с 2018 года бюджет вносится преимущественно в электронном виде, хотя некоторые материалы по-прежнему поступают в здание на Охотном Ряду на бумаге.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин сразу же после поступления направил проект закона в профильный Комитет ГД по бюджету и налогам. Сегодня думский Совет проведет дополнительное заседание по этому поводу. Как подчеркнул спикер, депутаты не собираются затягивать процедурные вопросы. В частности, потому что регионам предстоит принимать свои бюджеты. "Они должны четко понимать, какой объем средств и в какие сроки они получат", - пояснил председатель ГД.
Глава профильного комитета Андрей Макаров назвал главную задачу депутатов при работе над бюджетом - им предстоит определить, насколько в документе обеспечено исполнение всех социальных гарантий, предусмотренных законодательством. В комитете предварительно изучили документ и выяснили, что в бюджете заложены все необходимые средства для реализации задач из Послания президента. Это такие важные вопросы, как ежемесячные выплаты на детей от 3 до 7 лет, социальный контракт, выплата маткапитала, горячее питание для школьников и многое другое.
Прописан и поэтапный рост поддержки граждан. По расчетам депутатов, средний размер пенсии к 2024 году достигнет 20 тысяч рублей. В настоящее время средний размер страховой пенсии в России составляет 17 444 рубля. А в 2022 году средний размер страховой пенсии по старости составит 18 521 рубль.
Размер материнского капитала на первого ребенка вырастет до 544,3 тысячи рублей к 2024 году. А в случае рождения второго и последующих детей в 2022 году выплатят 665 тысяч рублей, в 2024 году - 719,3 тысячи рублей. На данный момент размер материнского капитала составляет 483,8 тысячи рублей на первого ребенка и 639,4 тысячи рублей на второго. В целом же расходы по разделу "Социальная политика" в 2022 году составят 5,838 трлн рублей, или 24,7% от общего объема бюджетных трат.
Важнейшим вопросом, связанным с бюджетом, Андрей Макаров назвал предложение правительства перейти на новый формат взаимоотношений государства и граждан при оказании социальной поддержки. "Теперь людям не надо будет собирать справки, чтобы доказать право на получение поддержки, - пояснил парламентарий. - Государство будет выполнять эту работу само. И эти механизмы также предстоит рассмотреть Госдуме в ходе работы над проектом бюджета".
Интересно, что документ изменился, пока "ехал" от заседания правительства, на котором его утвердили, в Госдуму. По сравнению с согласованными 21 сентября параметрами выросли расходы на все три года, увеличение составило 80, 135 и 203 млрд соответственно. Доходы остались неизменными. Это связано с изменениями в Бюджетном кодексе, которые учли при доработке документа.
Кроме того, проект бюджета на 2022 и 2023 годы претерпел изменения по сравнению с тем документом, который депутаты принимали в прошлом году. Раньше на два следующих года ожидался дефицит. А теперь бюджет на 2022 год сверстан с профицитом 1,41 трлн рублей, или 1,1% ВВП. На 2023 г. запланировано превышение доходов над расходами в 434,7 млрд рублей (0,3% ВВП).
Премьер-министр Михаил Мишустин ранее объяснил это заметными позитивными тенденциями в российской экономике. Восстанавливается деловая и инвестиционная активность, снижается уровень безработицы, растет потребительский спрос. Власти смогли не только сгладить негативное влияние коронавируса, но и возобновить экономический рост в стране. По словам Мишустина, кабинет министров рассчитывает, что все эти позитивные тенденции далее будут усиливаться. Из таких ожиданий власти и исходили при создании проекта бюджета на следующие три года. Так что и дефицит, который в кабмине пока запланировали на 2024 год (315,3 млрд рублей, или 0,2% ВВП), тоже может стать неактуален.
Благодаря восстановлению экономики удалось заложить значительные средства на национальные цели развития, о чем также говорил глава государства. На поддержку региональных проектов в сфере информационных технологий в течение трех лет будут ежегодно выделять 324,9 миллиона рублей. Кроме того, правительство в 2022-2024 годах планирует выделить из бюджета 1,3 триллиона рублей на реализацию нацпроекта "Безопасные качественные дороги". Помимо этого отмечается, что финансирование мусорной реформы в 2022 году увеличат более чем на 43 миллиарда рублей. В том числе это предполагается сделать за счет выплаченного ущерба "Норникелем" за аварию, произошедшую в мае 2020 года.
Депутатам предстоит большая работа. Пока речь о "денежном мешке, который предстоит разложить по полочкам", сравнил Макаров. Охотный Ряд ждут жаркие споры, в которых будут участвовать пять фракций обновленной в ходе выборов Госдумы.
В "Единой России" оказались довольны, что в бюджете учтены средства для реализации предложений, которые партия предлагала перед выборами. Об этом журналистам сообщил глава фракции Сергей Неверов. В частности, он отметил, что в бюджете заложены средства на обновление парка машин "скорой помощи" и школьных автобусов, на пособия нуждающимся беременным женщинам, одиноким родителям детей от 8 до 16 лет, на полностью оплачиваемые больничные для молодых родителей и на другие инициативы. КПРФ и "Справедливая Россия - За правду" настаивают на своих вариантах бюджета. Так, коммунисты предлагают меры, которые, по их оценке, способны предоставить стране доходы (возврат офшорных доходов, легализация теневой экономики, упразднение бюджетного правила, введение прогрессивного НДФЛ, госмонополия на реализацию алкоголя, национализация). "Эсеры" предлагают повышение налогов на крупный бизнес и богатых россиян, что, по оценке фракции, может дать триллионы рублей в бюджет. В ЛДПР предлагают снизить ставки обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды с 30 до 25%, а для малого бизнеса до 10%, а также увеличить вывозные пошлины на сырьевые товары и снизить до нуля (плюс экспортные кредиты) на готовую продукцию, ввести регулирование цен на основные продовольственные товары.
Новички в Думе - "Новые люди" - тоже уже успели выступить с рядом финансовых предложений. В частности, ввести для предприятий единый налог с оборота, отменив налог на прибыль, НДС и страховые отчисления. В первый год ставка такого налога может составлять 7%, однако в дальнейшем она сократится до 5%. Предполагается, что это улучшит контроль.
Первое чтение проекта бюджета может пройти уже 28 октября, сообщил глава профильного комитета Андрей Макаров.
С 1 января 2022 года минимальный размер оплаты труда в России может составить 13 617 рублей в месяц. По сравнению с 2021 годом МРОТ предлагается повысить на 6,4% (825 рублей), соответствующий законопроект правительство внесло в Госдуму.
Напомним, МРОТ - это величина, ниже которой работодатели не могут платить зарплату сотрудникам, работающим на полную ставку. Сегодня невысокие зарплаты получают порядка 3 млн россиян.
С 2018 года МРОТ устанавливается в размере не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. В 2019 году размер МРОТ составлял 11 280 рублей, в 2020 году - 12 130 рублей, в 2021 году - 12 792 рубля. К 2025 году он должен превысить 16 тысяч рублей в месяц.
Подготовила Ольга Игнатова
Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:
- Бюджет ориентирован на людей, семьи после коронакризисной атаки. Также он ориентирован на выполнение национальных и социально-экономических целей, о которых неоднократно говорил президент. Но и, пожалуй, это бюджет, ориентированный на экономический рост за счет высокой инвестиционной и инновационной составляющей. Очевидно, что это уже не антикризисный бюджет. Он направлен на выход на устойчивое экономическое развитие. Важно, что бюджет поддерживает бюджет поддерживает население. Конечно, профицит с точки зрения экономической теории - хорошая позиция. Но ежегодный профицит совершенно не нужен. Все-таки сбалансированный бюджет должен быть на периоде 5-6 лет. А каждый год иметь профицит - это значит не иметь расходов. Мы же можем собрать налоги и вообще никуда их не тратить. И тогда будет огромнейший профицит. Лучше бы мы работали в небольшом дефиците, а профицитную часть направили даже не на рост экономики, а на увеличение вложений в человеческий капитал: здравоохранение, образование, науку, возможность вхождения в культурный мировой-страновой код. В России минимальный государственный дефицит - 18-19% госдолга. В Японии госдолг 250%, у Италии 135%, у США 128%. И они живут в традиционном дефиците и бюджета, и счета текущих коопераций платежного баланса, и торгового баланса. Но они этим дефицитом обеспечивают доступ к здравоохранению,образованию. Если человек будет здоровым, образованным, он будет всегда продуктивен. Он сам повысит экономику за счет роста своей производительности труда, знаний и компетенций. Вложения в человеческий капитал - основа сегодня в переходе к четвертой промышленной революции и цифровой эпохе, когда будут меняться виды деятельности, профессии.
Александр Широв, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член-корреспондент РАН:
- Бюджет можно назвать сбалансированным, но возникает вопрос: нужен ли России сбалансированный бюджет? Если мы решаем задачу достижения параметров финансовой стабилизации, то, наверное, да, если хотим добиться некоторых темпов экономического роста - то нет. Тут вопрос не про полную сбалансированность бюджета, а про то, какой дефицит мы можем себе позволить. В Евросоюзе, где ситуация сложнее, чем в России (в том числе по долговой нагрузке), действует критерий дефицита в 3%. России необходим некоторый дефицит для развития финансового рынка. С другой стороны, предполагаются траты из ФНБ, реализация крупных проектов, соцподдержка пенсионеров, военнослужащих, так что бюджет нельзя назвать суперконсервативным.
Никита Масленников, руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития:
- Насчет сбалансированности в бюджете все абсолютно в порядке: он запланирован с профицитом в 1,1% ВВП на 2022 год, 0,3% - на 2023-й, на 2024 год дефицит составит около 0,2%. С точки зрения базовых параметров, которые характеризуют сбалансированность, это абсолютно комфортный уровень. Другое дело, возникает вопрос о том, какие стимулы развития экономики запускает мощная бюджетная конструкция. По последнему замеру минэкономразвития, инфляция превысила 7% годовых. ЦБ необходимо ужесточать денежно-кредитную политику, добиваясь снижения роста цен.
Антон Табах, главный экономист рейтингового агентства "Эксперт РА":
- Структура предлагаемого бюджета отвечает как сложившейся практике, так и последним поручениям президента. Основная проблема этого бюджета - его жесткость, излишняя в условиях быстрого восстановления доходов и низкого уровня госдолга. Минфин хочет вернуться в "золотой" для него 2018 год, проведя бюджетную консолидацию после пандемии. Сокращение расходов - прямое или с учетом инфляции - может негативно отразиться на росте экономики, притом что сборы налогов, изымаемых из экономики, продолжат расти.
Александр Проклов, старший управляющий директор рейтингового агентства НКР:
- Основные черты трехлетнего бюджета - его консервативность и сбалансированность, предпочтение профицитного подхода. Обращает на себя внимание фактическое снижение расходов, тем более с учетом инфляции: если расходы федерального бюджета в 2021 году, судя по всему, превысят 24 трлн рублей, то плановый объем расходов на 2022 год - 23,6 трлн, тогда как ожидаемая инфляция в 2022 году будет не ниже 4-4,5%. В 2023-24 годах предполагается некоторое увеличение расходов, которое, однако, будет сопоставимо с темпами ожидаемой инфляции. Тем самым, если исходить из опубликованных цифр, по истечении трех лет расходы федерального бюджета с поправкой на инфляцию останутся ниже ожидаемых результатов 2021 года. Таким образом, можно сделать вывод, что бюджетная политика России по-прежнему основана на принципах максимально осторожного подхода к планированию доходной части, исходя из которой расходы также планируются достаточно сдержанно.
Александра Осмоловская-Суслина, руководитель направления "Фискальная политика" Экономической экспертной группы:
- Бюджет на ближайшую трёхлетку отражает более благоприятный макроэкономический прогноз (как по внешним, так и по внутренним показателям), чем тот, что был заложен в бюджет текущий. Отсюда более высокие доходы. Возврат к бюджетному правилу - то есть ограничение на расходы - обеспечивает профицит и сохранение вектора сдержанной бюджетной политики. В целом, бюджет отражает желание постепенного возвращения к обычной "докризисной" жизни. В структуре расходов обычные лидеры - социальная политика и оборона.
Подготовила Анастасия Алексеевских