В рамках достигнутой договоренности о проведении перекрестного Года музеев Россия - Италия, в 2021-22 годах только с российской стороны запланировано более 30 мероприятий. Как отметила Ольга Любимова, с момента старта Года была открыта вереница знаковых экспозиций, которые наполнили культурную жизнь России: "Линия Рафаэля" в Эрмитаже, "Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии" в Государственном историческом музее, "Сиена на заре Ренессанса" из Пинакотеки Сиены, Госархива Сиены и музеев Тосканы, а также "Шедевры из Музея Каподимонте в Неаполе" в Пушкинском музее.
По словам министра, глобальная пандемия, к счастью, не стала преградой для реализации этого масштабного проекта, а во многом даже стала своего рода катализатором. Прошлый год был невероятно сложным и непредсказуемым - зато подтолкнул к поиску новых форм диалога с публикой. И музеи в этом непривычном концентрированном процессе, увязанном с цифровой трансформацией, взяли на себя ведущую роль. "Впереди, в рамках перекрестного года, у нас намечена большая выставка, связанная с Венецией, которую совместно с итальянскими коллегами подготовит Музей изобразительных искусств им. Пушкина. Я уверена, что она вызовет в Москве огромный ажиотаж"", - подчеркнула глава Минкультуры России.
Министр культуры Италии Дарио Франческини, в свою очередь, назвал "знаменательными" мероприятия музейного года, которые пройдут еще в Венеции, Риме, Неаполе. Он также выразил надежду, что перекрестные культурные инициативы станут "лишь началом для последующих плодотворных лет итало-российского сотрудничества в культурной сфере".
По словам Франческини, Италии, счастливой обладательницы 4-5 тысяч хранилищ, есть чему поучиться у России. "К сожалению, мы не можем похвастаться дополнительными услугами, такими как организация лабораторий для проведения учебных мероприятий. Между тем Россия может гордиться очень эффективным музейным опытом, который мы также хотели бы приобрести", - пояснил итальянский министр.
Несомненным флагманским событием Года стал "российско-итальянский музейный диалог" - мегафорум, который прошел накануне в Милане, где собрались лидеры музейного сообщества двух стран. Ольга Любимова поблагодарила итальянских коллег и руководителей всемирно известных российских и итальянских музеев, которые собрались в Милане. В новой, столь быстро меняющейся реальности, в потоке информации, который все труднее фильтровать, именно музеи остаются надежными хранителями "вечных ценностей". По словам министра, эти проекты не просто заполняют календарь культурной жизни России и Италии, но во многом определяют направления культурной политики двух стран.
Ожидается, что российско-итальянский музейный "саммит" позволит лидерам музейного сообщества двух стран обменяться позитивным опытом и обсудить уроки пандемии, вопросы стимулирования экономики музеев в постпандемийный период, актуальные тренды в развитии музейного дела и будущие совместные инициативы. Участниками музейного "саммита" с российской стороны стали такие учреждения, как Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Третьяковская галерея, Эрмитаж, Исторический музей, Музеи Московского Кремля, Музей-усадьба Льва Толстого "Ясная Поляна", Российский национальный музей музыки, Политехнический музей... С итальянской стороны в форуме приняли участие практически все главы крупнейших музеев страны.
На полях музейного "саммита" "РГ" удалось пообщаться с директором Галереи Уффици Айке Шмидтом. Он рассказал, что постоянно контактирует с российскими коллегами и рад новым контактам. "Я рассматриваю эту встречу на высшем музейном уровне, безусловно, как положительный сигнал, указывающий на желание и готовность сторон и дальше выстраивать культурный диалог. Убежден, что благодаря участию министров культуры России и Италии, саммит придаст вес сотрудничеству между нашими странами, тем более что у нас уже имеется опыт успешного взаимодействия с российским музеями. Достаточно вспомнить выставку, посвященную Рафаэлю, прошедшую несколько лет назад в Пушкинском музее. А также экспозицию, приуроченную к творчеству Боттичелли, которую мы организовали во Владивостоке и Санкт-Петербурге. Таким образом у нас есть уже традиционно хорошая база для наращивания сотрудничества. Музейный саммит - это прекрасная площадка для обмена опытом по привлечению посетителей обратно в музеи после пандемии, а также возможность для создания новых проектов".
Айке Шмидт также анонсировал, что в ближайшее время в постоянной экспозиции флорентийской Галереи Уффици, на первом этаже Палаццо Питти, впервые будет представлена уникальная историческая коллекция из 78 русских икон, которая сформировалась в течение XVIII и XIX веков.
"Нам бы очень хотелось, чтобы эту экспозицию смогли посетить туристы из России, и надеемся, что Евросоюз признает наконец российскую вакцину "Спутник V"… Хочу напомнить, что в Палаццо Питти жил в свое время Федор Достоевский, который почти каждый день посещал галерею, чтобы насладиться непревзойденными произведениями искусства. На мой взгляд, присутствие русской культуры в "сердце" Флоренции само по себе уже является важным элементом, который будет способствовать культурному обмену между нашими странами на постоянной основе", - сказал Шмидт "РГ".
Кстати, о Достоевском. Накануне торжественной церемонии в Милане состоялось еще два крупнейших культурных события. В музее "Каза Мандзони" ("Дом Мандзони"), названном в честь итальянского писателя и драматурга Алессандро Мандзони, прошел вернисаж выставки "Россия и Европа в судьбе и творчестве Федора Достоевского", посвященной 200-летию со дня рождения писателя, мыслителя и философа. На открытии выставки генконсул РФ в Милане Дмитрий Штодин напомнил: "Достоевский был в Италии трижды, в общей сложности он провел на Апеннинах шесть лет. Он бывал в Милане, но так уж вышло, что с Мандзони ни разу не пересекался. Сегодняшняя наша выставка восполняет этот пробел. Давайте представим себе, что как будто великий писатель Достоевский 150 лет спустя встретился с Мандзони".
На площадке миланского Аудиториума прошел концерт классической музыки в исполнении лауреатов Международного конкурса имени Чайковского. Согласно действующим на территории Италии правилам санитарной безопасности, к посещению всех мероприятий допускаются лишь обладатели "ковид-сертификата".
Дмитрий Бак, директор ГМИРЛИ им. Даля:
- Многие музейные реликвии, в том числе личные вещи Достоевского, мы впервые показываем за пределами России. Тема выставки очень актуальна, поскольку писатель не только любил Европу, подолгу жил и работал в Италии, Германии и других странах, но и нередко подвергал острой критике некоторые устои западноевропейской жизни. Экспозиция вызвала живой интерес публики, особенно много посетителей было у витрины, где представлено перо, которым были написаны "Братья Карамазовы".
Подготовила Инга Бугулова