Это была первая за полтора года близкая к допандемическим временам премьера - при полном зале, без пустых кресел, хоть и с требованием публике быть в масках, с подобающим событию ажиотажем, которому способствовали очереди на входе при проверке прививок и тестов. Ожидания были очень высоки - может быть, поэтому, при высоком музыкальном уровне исполнения, спектакль в целом несколько разочаровал.
Дело в том, что предыдущая постановка "Севильского цирюльника" в Вене была из разряда театрального антиквариата. Она была сделана Гюнтером Реннертом в 1966 году, продержалась на сцене 55 лет и выдержала 434 представления. По словам самих участвовавших в этом спектакле артистов, вдыхать жизнь в эту постановку становилось все труднее. Поэтому, в отличие от некоторых других замен даже недавно поставленных добротных спектаклей, предпринятых работающим с 2020 года директором Венской оперы Богданом Рошчичем, появление в репертуаре нового "Севильского цирюльника" казалось обоснованным.
Для осуществления этого проекта пригласили немецкого режиссера, актера и медиахудожника Герберта Фритша, известного прежде всего своими драматическими спектаклями на берлинских сценах плюс постановка "Дон Жуана" Моцарта в 2014 году в берлинской "Комише опер". Венской публике Фритш приготовил гротескную версию "Севильского цирюльника" фактически без декораций и реквизита (если не считать таковым обыгрываемую артистами суфлерскую будку), с обширной работой артистов своим телом в постоянном квази-танцевальном движении. А художник по костюмам Виктория Бер сочинила вычурные барочные костюмы с блестками и мудреными высокими париками, вдохновленные модой, распространенной в XVIII веке среди путешествовавших в Италию британских молодых аристократов и получившей название "макарони". Более мужественные "дэнди" пришли потом на смену воспринимавшимся женоподобными "макарони". Общий рисунок спектакля вполне рифмуется и с гротескными персонажами крупного венско-венецианского театрального художника XVII века Людовико Оттавио Бурначини, выставка работ которого прошла недавно в Театральном музее австрийской столицы.
Самым непонятным во всем представлении "Севильского цирюльника" было непрестанное движение, иногда сообразно музыке, а иногда нет, полупрозрачных кулис и задников химических цветов, напоминающих цветной винил, который использовали для светомузыки на школьной дискотеке 1980-х. Вероятно, отвечавший также за сценографию Фритш проявил себя таким образом в своей ипостаси медиахудожника, но какую-то смысловую нагрузку, кроме появления временами цветов итальянского флага, у этого мельтешения выявить было сложно.
К числу удач нового сценического воплощения популярной оперы стоит отнести персонаж слуги Амброджио, превращенный в мимическую партию в исполнении известной австрийской актрисы театра и кабаре Рут Брауэр-Квам. Прекрасно владеющая телом артистка обрамляет все действие своим ярким пластическим комментарием.
Весь исполнительский состав на премьере собрался сильный, отменное владение своим телом требовалось от всех, а музыкальная сторона спектакля оказалась куда удачнее сценической. Знаменитейший перуанско-австрийский певец Хуан Диего Флорес начинал свои выступления на венской сцене в 1999 году с партии Альмавивы. И вот через 22 года он снова уверенно блистает как один из ведущих теноров belcanto нашего времени, приобретя новую мягкость взамен уходящей пронзительности.
Рядом с ним в партии Розины оказалась дебютантка Венской оперы, молодая российская меццо-сопрано, выпускница молодежной программы Большого театра и академии россиниевского фестиваля в Пезаро Василиса Бержанская, мировая карьера которой резко пошла в гору в последние годы. Бержанскую можно было услышать в Вене в концерте, организованном Фондом Елены Образцовой, она участвовала в 2017 году в молодежной программе Зальцбургского фестиваля и в этом качестве появилась в небольшой партии в оперетте Оффенбаха "Орфей в аду". Но партия Розины на сцене Венской оперы - уже сам по себе большой успех для Бержанской, которая заменила отказавшуюся, сославшись на болезнь, известную французскую меццо-сопрано Марианну Кребасса. Своим легким и виртуозным пением, не лишенным и красивых нижних нот, Бержанская вполне подтвердила ожидания Венской оперы.
Исполнитель партии Фигаро франко-канадский баритон Этьен Дюпюи также пришел в начале сентября на замену Зальцбургскому Дон Жуану минувшего лета Давиде Лучано, первоначально запланированному на партию цирюльника. И совершенно очаровал публику как богатством своего голоса, так и комическими эскападами на сцене.
Ощущение того, что на сцене первоклассный ансамбль солистов, довершалось участием таких корифеев реперуара Россини, как Паоло Бордонья (Бартоло) и Ильдар Абдразаков (Базилио). Всемирно известный российский бас вернулся в Вену после шестилетнего перерыва, и его возвращение директор Рошчич относит к своим заслугам - именно в таком тоне он говорил об Абдразакове на пресс-конференции, объявляя текущий сезон.
Музыкальный успех спектакля был бы невозможен без дирижера Микеле Мариотти, имеющего репутацию специалиста по Россини. Для Мариотти это двенадцатая постановка "Севильского цирюльника" в его послужном списке, и он прекрасно оперировал бодрыми темпами и хорошо выученными замедлениями, создавая в музыке тот драматизм, которого явно не доставало в мало осмысленном сценическом действии. Его же, как могли, компенсировали своей самотверженной игрой превосходные артисты. Возможно, избавившись от премьерного волнения, новый "Севильский цирюльник" в Вене и обретет в последующие вечера свой достойный голос. Но легко предположить, что истории длиною в десятилетия, как предшественнику, ему не уготовано.