Зрители любят ее героинь в фильмах - "Холодное лето пятьдесят третьего", "Поп, "Остров", "Окно в Париж". Она органична и в роли простой крестьянки, и самодурши-генеральши, и властной помещицы.
"Бабушка", так называют ее многие коллеги. Она не обижается. Она за непреходящее и вечное. Она за живые эмоции, а не эпатаж. За искренность, а не спецэффекты. Если она выходит на сцену, то никакие декорации или шокирующие режиссерские приемы ей не нужны. Сегодня она играет в родном БДТ, которому служит с 1989 года. В постановках "Эрендира" по мотивам новеллы Габриэля Гарсиа Маркеса и "Слава" Виктора Гусева. Скромно признается, что много ролей не берет специально - лучше дать дорогу молодым.
И, кстати, не боится современного кино - играет в сериалах, потому что хочет достучаться до зрителя. И уверена, что это возможно. "Зритель приходит к нам не только отдохнуть, развлечься, за впечатлениями, но и вынести что-то, сравнить со своими жизненными переживаниями, ситуациями, - рассказывала она в интервью "РГ". - "Что ему Гекуба, что он Гекубе, чтоб о ней рыдать?" Если все поставлено на технике, то ничего в душе зрителя не останется. А если артист прочтет монолог, то он и радостно воспримет, и слезами обольется. Это, собственно, вечные чувства". "РГ" вспоминает пять необычных фактов об актрисе.
Актриса родилась в Алтайском крае, в небольшом поселке "Малиновое озеро". "Детство мое босоногое, разутое и раздетое, но такое счастливое!" - не раз вспоминала актриса. Отец был егерем, а мама вела большое хозяйство и воспитывала четверых детей. Раз в неделю в поселок приезжал товарный поезд, с вагоном-клубом. Там показывали кино - окно в другой мир. Нина каждый раз спешила на просмотр - садилась на скамейку или просто на землю и с подружками смотрела фильмы. Тогда-то у нее и возникло желание стать актрисой.
После школы Нина решила поступить в Щукинское училище, но приемную комиссию она не смогла покорить. Мэтрам постоянно что-то не нравилось - то говор, то колоритность, к которой они никак не могли привыкнуть. Штурмовать "Щуку" пришлось целых пять лет. Домой Нина не поехала. Она работала на суконной, а позднее на кондитерской фабриках, была директором Дома культуры. А в 1974-м поступила на режиссерский факультет "Щуки".
Роль в фильме "Холодное лето Пятьдесят третьего" принесла Усатовой известность. Сложная детективно-криминальная драма Александра Прошкина вышла на экраны в 1987-м. Лаврентий Берия издает указ об амнистии уголовников. После этого уровень преступности в стране резко возрастает. Амнистированные нападают на деревню. Два бывших политзаключенных пытаются противостоять банде. Героиня Усатовой Лидия Матвеевна, жена одного из главных героев, глухонемая. Простая русская крестьянка. Но та самая "праведница, без которой не стоит село". Специально для этой роли Усатова изучала язык жестов в специнтернате для глухонемых.
В отличие от многих коллег в 90-е Нина Усатова не сидела без работы. Снималась в пяти фильмах в год - "Ой, вы гуси..." (1991), "Мусульманин" (1995), "Прощальные гастроли" (1992), "Роковые яйца" (1995). Зрителям и критикам особенно полюбилась ее героиня Вера, путешествующая по Европе в комедии "Окно в Париж". За нее Нина Усатова получила Нику и звание народной артистки России.
В апреле прошлого года на канале БДТ в Youtube bdtdigital провела несколько прямых эфиров со зрителями. Каждый эфир длился около трех часов. Актриса отвечала на вопросы, показывала дом, рассказывала о себе и о том, как проводит самоизоляцию.